Слайд 1Экспериментальная деятельность в ДОУ с учетом ФГОС
Разработчик: воспитатель МБДОУ Леньковского
д/сада Грачева С.Е.
Участники: дети 2 мл.группы
Слайд 2Актуальность
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди –
часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. Одним из перспективных методов, способствующих выбору эффективных средств обучения и воспитания является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Слайд 3Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является:
−развитие свободной творческой личности
ребенка,
− развитие творческого воображения и мышления,
−обеспечение психологического благополучия и здоровья детей,
−развитие коммуникативных навыков развитие познавательных способностей.
Слайд 4Исследовательская деятельность направлена на решение следующх задач:
−формирование у детей дошкольного возраста
диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
−развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей);
−расширение перспектив развития поисково-познаветельной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
−поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Слайд 5Предполагаемый результат:
1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к
занятиям, улучшение речевого развития.
3. Сформированность основ диалектического мышления.
4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду.
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
6. Сформированность коммуникативных навыков.
Слайд 6
Условия реализации:
группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы
обучения:
словесные, практические, наглядные.
Сроки реализации: учебный год.
Слайд 7Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны
другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий. Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Для реализации этой задачи каждое детское исследование должно завершиться обсуждением. В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают конкурсы детских исследовательских работ. Они тоже входят в нашу систему мониторинга детской учебно – исследовательской практики, но требуют деликатного отношения.
Слайд 8ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ, КАКИЕ СВОЙСТВА ПРИОБРЕТАЕТ ПЕСОК ПРИ СМАЧИВАНИИ. ПОКАЗАТЬ СВОЙСТВО ПЕСКА
– СЫПУЧЕСТЬ.
Волшебный материал
Слайд 9ЦЕЛИ: УТОЧНИТЬ ЗНАНИЯ О СВОЙСТВАХ ВОДЫ; ПОКАЗАТЬ, КАК МОЖНО СДЕЛАТЬ ВОДУ
ЦВЕТНОЙ; ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ.
ВЫЯВИТЬ СВОЙСТВА ВОДЫ: ПРОЗРАЧНАЯ, БЕЗ ЗАПАХА, ЛЬЕТСЯ, В НЕЙ РАСТВОРЯЮТСЯ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, ИМЕЕТ ВЕС.
Узнаем какая вода
Слайд 10
Вывод:
Целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у
детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Слайд 11
Заключение.
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала
приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.