Слайд 1Презентация на тему: История школьной формы в России
Автор: Лоншакова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ
г. Иркутска СОШ № 80
Слайд 3
1764 году Екатерина II основала «Воспитательное общество благородных девиц», которое
позже стало называться «Смольный институт благородных девиц».
Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, была «..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Слайд 5Обучение и воспитание шло «по возрастам». Девочки каждой возрастной группы носили
платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) — кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», 8-10 лет — голубые или синие, 11-13 лет — серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда — белые рукавчики.
Слайд 6Школьную форму в Российской империи считали делом государственной важности. В 1834
году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, и мальчики, так же как и все служащие на военном или штатском поприще, носили полувоенную форму. Обязательно форменный мундир, форменная фуражка и манишка. Верхняя одежда была полувоенная шинель.
Самой известной считается форма Императорского Царскосельского Лицея.
Слайд 8В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком
и отменена вместе со многими другими наработками в области образования.
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для девочек - «гимназистка»). С другой стороны - форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка - бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Слайд 9Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было
решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундирования», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
Слайд 13
Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года.
В
современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах).
Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.
Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.
Слайд 14
Доводы за школьную форму:
Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует,
сплачивает, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.