Слайд 1Почему Петра Первого и Екатерину Вторую называют великими?
Слайд 3Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим
этапом правления Петра I стала война со Швецией. В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем году – взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.
Слайд 4Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра
I были направлены на создание мощного флота.
Слайд 5Также за время его правления была присоединена Камчатка, завоеван берег Каспийского
моря.
Слайд 6Военную реформу Петр I проводил несколько раз. В основном она касалась
сбора денег для содержания армии, флота.
Слайд 7Дальнейшие же реформы Петра I ускорили технико-экономическое развитие России. Он провел
церковную реформу, финансовую, преобразования в промышленности, культуре, торговле. В образовании также им были проведены ряд реформ, направленные на массовое просвещение: открыты множество школ для детей и первая в России гимназия(1705).
Слайд 8Сильная личность Петра I, который стремился изменить не только государство, но
и людей, сыграла важнейшую роль в истории России.
Именем Великого императора после его смерти были названы города.
Памятники Петру I возведены не только в России, а также во многих европейских странах. Один из самых известных – Медный всадник в Санкт-Петербурге.
Слайд 10Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762
по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
Слайд 11Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.
Слайд 12Она умела подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому
екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец Александр Суворов, фельдмаршал Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, Гавриил Державин, русский историк , писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач , родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер , один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки Дмитрий Бортянский.
Слайд 13Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу.
Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.
Слайд 14Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных
земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.
Слайд 15В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление
империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу.
Слайд 16В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система
среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан . В провинции была создана сеть народных бессословных училищ . В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.
Слайд 17При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный
институт благородных девиц . Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.
Слайд 18При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых
городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство – Россия впервые начала экспортировать хлеб.
Слайд 19При ней впервые в России были введены бумажные деньги. По ее инициативе в России
была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).
Слайд 20При Екатерине II в результате русско-турецких войн Россия окончательно закрепилась на Черном море, были
присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию . В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.
Слайд 21Работу выполнил ученик 4 класса кузнецов алексей