Слайд 2Лес – место обитания, родной дом для огромного количества живых существ.
Заглянем в этот дом и посмотрим, как там живётся нашим соседям по планете. «Подвальный этаж» - начало лесного дома. В земле живут кроты и лесные мыши. В подстилке -насекомые, там же их личинки, дождевые черви. Под поваленными деревьями обитают мокрицы, улитки, слизни. По земле бегают муравьи.
Слайд 3Выше подвала - первый этаж леса. Это обиталище животных, которые не
умеют лазить, летать и зарываться в землю. Здесь живут самые крупные лесные животные: медведи, тигры, олени, лоси, кабаны.
Слайд 4Второй этаж – это кустарники, кроны молодых деревьев, нижняя часть стволов.
Это дом для насекомых, птиц и лазающих млекопитающих. Средних этажей может быть несколько, если деревья высокие.
Слайд 5Дальше чердак. Он состоит из крон деревьев. Над ним крыша –
самые верхушки деревьев. Чтобы жить здесь, надо не только прыгать и ползать, но и летать.
Слайд 6Жизнь лесных существ можно представить в виде цепочки: один съел другого,
тот съел третьего и т.д. В этом процессе царит строгий порядок. Пищевая цепь начинается с растений. В лесу это травы, деревья, зелёные мхи, то есть всё зелёное.
Слайд 7 Следующее звено пищевой цепи – это животные, которые едят только
растения. Это бабочки, гусеницы, олени, улитки, панды. Дальше в цепочке идут потребители следующих рядов.
Слайд 8В самом конце цепочки стоят очень важные «работники». Это животные из
лесной подстилки. Они измельчают и переваривают остатки животных и растений.
Потом за дело берутся грибы и бактерии. Они разбирают остатки на совсем крохотные частички, чтобы потом эти частички могли усваиваться растениями. И цепочка началась бы сначала.
Слайд 9Эти цепочки имеют важное практическое значение. Очень опасно, когда какое- то
звено по вине человека выпадает. Классический пример: истребление воробьёв в Китае. Чтобы птицы не клевали зерно, их убивали тысячами. В результате насекомые съели урожай. В цепочке зерно – насекомые – воробьи выпало одно звено и всё пошло наперекосяк.
Слайд 10Без переплетения пищевых цепей невозможна жизнь леса, ни его зарождение. Ведь
каждый лес когда -то начинался с маленького зёрнышка. Его принёс ветер или муравей, его может уронить птица или зверёк. Появляются сеянцы, но это ещё не лес.
Слайд 11Постепенно молодые деревья растут, в их тени поселяются тенелюбивые растения. Лес
всё гуще, всё темнее. Потом несколько деревьев упали от старости. На их месте выросли растения светолюбивые. Так постепенно образуется пёстрая смесь из больших и маленьких тене – и солнцелюбивых деревьев разных пород, кустарников, трав.
Слайд 12Вывод:
Лес – это сложная структура, где растения и животные тесно связаны
друг с другом : сотни деревьев, десятки тысяч травянистых растений, миллионы микроорганизмов. Всё это рождается, растёт, взаимодействует и приспосабливается к окружающим условиям. Каждый вид занимает свою экологическую нишу, и изменения условий влечёт за собой его процветание или угнетение, вплоть до полного исчезновения.
Слайд 13 Используемая литература
1.Дикие животные – энциклопедия
2.С.Лаврова Загадки леса
3.Биология – энциклопедия для детей
4.И.Акимушкин
Мир животных
Спасибо за внимание !