Слайд 1Люби и знай свой край!
Урок окружающего мира во
2 классе.
Учитель: Тропина
В.М.
МОУ СОШ с. Катенино
Слайд 2 Нельзя не гордиться краем, в котором ты живёшь!
Береги и
люби его – это твоя Родина, твой дом.
Слайд 3Цели
Совершим путешествие по родному краю.
Познакомимся с красотой природы, достопримечательностями родного
края, животным миром.
Слайд 4Повторим
Как называется страна, в которой мы живём?
Назовите столицу нашей Родины.
Как
называется ваша малая Родина?
Слайд 5 Моя родина – «кладовая солнца». Она богата и лесами, и полноводными
реками, и чистыми озерами, и зеркальными родниками. Родниковый край – так часто называют мою родину поэты…
Слайд 6Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль
которых
Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Слайд 7
Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни,
Поле
с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.
Слайд 8 Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных
скал.
Здесь реки - сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
Слайд 9Юный друг!
Ты живёшь в одном из самых прекрасных и удивительных мест
на Земле.
Твоя малая родина – Южный Урал – это край голубых озёр и древних уральских гор, таинственного Аркаима и легендарной Магнитки.
Слава о нашем крае разнеслась по всему миру, о чудесах и красотах Южного Урала знают далеко за пределами России.
Слайд 10Ответь
А что вам известно о своей малой родине, что ты
можешь рассказать о её природе и истории?
Какая территория относится к Южному Уралу?
В какой области мы с вами живём?
Слайд 11Давайте вместе с вами совершим небольшое путешествие в самые замечательные уголки
Челябинской области.
Ты узнаешь много нового и интересного о крае, в котором родился и живёшь.
Может быть после этого путешествия ты захочешь узнать и узнаешь ещё больше. И тогда с гордостью будешь говорить: «Я живу в самом прекрасном месте на земле!»
Слайд 14Если подняться на самолёте или космическом корабле высоко-высоко и взглянуть на
наш край с высоты, то захватит дух от той красоты, что откроется взору: тысячи озёр, многочисленные реки и горы, разноцветные «ковры» лесов и полей!
Слайд 22Во всех уголках Челябинской области живут и трудятся прекрасные люди, они
выпускают тракторы, уникальные станки, трубы, шьют обувь, выращивают пшеницу, разводят скот, производят продукты питания.
Слайд 23Подземные сокровища
Челябинская область – кладовая самых разнообразных и многочисленных минералов и
горных пород.
Особенно богаты недра месторождениями чёрных и цветных металлов: железа, хрома, меди, алюминия. Из неметаллических полезных ископаемых известны огнеупорные глины, известняк, тальк, а также строительные материалы: гранит, мрамор. В области встречаются драгоценные поделочные камни, обладающие красивым цветом или рисунком и применяемые для производства различных изделий и украшений.
Слайд 24Что даёт область стране
Челябинская область поставляет в районы страны чугун, сталь,
прокат. Большая часть проката идёт на производство труб.
Машиностроительные заводы выпускают автомобили, тракторы, трамвайные вагоны, бульдозеры, металлоконструкции, станки и инструменты, пользующиеся большим спросом в нашей стране.
Лаки и краски, производимые в области знают во всех уголках страны.
В области производят детскую обувь, которая пользуется спросом на территории России.
Недра области богаты мрамором, графитом, тальком.
Слайд 25Сельское хозяйство
Здесь выращивают зерновые культуры, картофель, овощи.
Повсеместно разводят крупный рогатый
скот.
Вокруг крупных городов и поселков сформировались зоны пригородного сельского хозяйства, которые специализируются не только на овощеводстве, но и на производстве свинины, говядины, мяса птицы.
Слайд 26Вам посчастливилось родиться и жить в одном из красивейших мест Зауралья
– в Варненском районе.
Наш край пограничный. По нашим живописным степным просторам проходит планетарная граница двух географических стран – Урала и Сибири и государственная граница с Республикой Казахстан.
Слайд 27Варненский район
Варненский район находится в юго-восточной части Челябинской области. Образован 4
ноября 1926 года, с 1 февраля 1963 года преобразован в Варненский сельский район. Граничит с территориями Чесменского, Карталинского районов, с Казахстаном. Районный центр – село Варна.
Слайд 29Варне – 165 лет
История уральской Варны начинается с лета 1843 г.
Названа
она была так в память о героизме оренбургских казаков, взявших в 1828 г. Захваченную турками болгарскую крепость Варна.
Слайд 30Башня Тамерлана
Все варненцы с детства слышали красивую легенду о дочери грозного
хана Тамерлана и её трагической любви к прекрасному юноше. На месте гибели дочери хан приказал построить величественный памятник – мавзолей, где она и была погребена. По легенде, кирпич, изготовляли в районе города Троицка и передавали его по цепочке к месту строительства воины грозного хана.
Слайд 32Спорткомплекс «Нива»
Стадион «Нива» является центром спортивной жизни района: здесь имеются футбольное,
гандбольное и городошное поля, баскетбольная и волейбольная площадки, хоккейная коробка, беговая дорожка. С 2000 года в районе проходит акция «Спорт против наркотиков», районная олимпиада «Золотой колос».
Слайд 33Сохраняя культурные традиции
В районе проводятся фестивали народного творчества, смотры фольклорных, хоровых,
театральных, танцевальных коллективов, конкурсы частушечников, балалаечников, вокально- инструментальных ансамблей.
Слайд 35Образование
Ныне средняя школа № 1им. М.Г. Русанова – самое крупное
общеобразовательное учреждение Варненского района.
В 1989 году организована школа искусств.
В 1979 году открылась детско-юношеская спортивная школа.
Средняя школа №1
Детская школа искусств
Слайд 36Герои земли варненской
Герои Советского Союза
Слайд 37Герои земли варненской
Герои Социалистического Труда
Слайд 40Достопримечательности Варненского района
Болото Кисене
Круглый камень у села Владимировка
Каменные сюрпризы в степи
Крепость
Николаевская
Слайд 41Одно из самых достопримечательных мест Варненского района – участок долины реки
Тогузак, которая образуется в результате слияния рек Верхний Тогузак и Средний Тогузак около села Алексеевка. Эта территория, которая, по мнению учёных, должна быть полностью заповедной, начинается от геологического памятника природы «Белый камень» и завершается гидрологическим памятником природы – перекатом «Шумный брод» на границе с Казахстаном.
Слайд 42 Во время экспедиции по долине реки Тогузак довелось встретиться
с самым большим кузнечиком России – дыбкой степной. Это насекомое внесено в Европейский красный список, Красные книги России и Южного Урала. В нашей области дыбка встречается очень редко и в Варненском районе обнаружена впервые.
Красная книга
Слайд 43На территории Варненского района произрастает берёза бородавчатая (занимает около 70% площади,
покрытой лесом), за ней следует сосна обыкновенная (18%) и осина (5%).
Слайд 44Кроме того, на территории Варненского района встречается ольха, клён, липа, рябина,
ракитник, ива.
Слайд 45А также многочисленные кустарниковые: шиповник, облепиха, сирень, черёмуха и др.
Слайд 46В районе обитает около 60 видов млекопитающих. Из промысловых животных на
землях Варненского района обитают барсук, белка, заяц, кабан, колонок, косуля, куница, лисица, волк.
Слайд 47Встречается и самый крупный зверь Южного Урала – лось, и самый
редкий – выхухоль.
Слайд 48Варненский район является одной из важнейших мест обитания перелётных промысловых птиц.
Около 300 видов птиц отмечено на территории района. Среди них: лебеди, гуси, кряква, серая утка, чирок, нырок, лысуха и другие.
Слайд 49В водоёмах района можно поймать карася и щуку, линя и чебака,
окуня и пескаря.
Среди культурноразводимых – пелядь (сырок), карп.
Слайд 50 Природа, родина, народ, родник – слова одного корня. Как сказал Паустовский,
земля рождает. Все от земли. И мы тоже. Земля и человек неразделимы.
Так почему же мы, сегодняшние, оглохли и ослепли? Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Мы привыкли, что мир зеленый. Ходим, мнем, топчем, заваливаем плитами и булыжником. Подумаешь! Травы много. На всех хватит. Нет, это мы обеднели. У себя украли.
Слайд 51 Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений.
Испорчены реки, озера, моря. Мы похожи на дикарей.
А если бы земля умела говорить? Хочется крикнуть: «Человек, остановись! Защити свою мать!» Как тут не вспомнить наших предков, которые, припадая к земле, просили помощи, защиты, силы, мудрости. И земля излечивала раны и живой, и мертвой водой. Припадем к земле и мы, попросим прощения.
Слайд 52«…воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке,
утке, замерзающей в полынье городского водоема. Боль «меньшего брата» прими как свою».
Слайд 53Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы,
и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
К Паустовский.
Слайд 54Итог урока
Как называется наш родной край?
Что вы узнали о природе своего
родного края?
Что дает наш край стране?
В какой области, районе мы живём?