Слайд 1МКОУ лицей № 11 г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Колиух Олеся
Константиновна
учитель начальных классов
Слайд 2Использование
приёмов
мнемотехники
для развития
связной речи
младших школьников
Слайд 3 Актуальность выбранной темы :
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
Применение
мнемотехники позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Слайд 4Педагогические задачи:
помогать детям в систематизации познавательной информации об окружающем;
обогащать словарный запас;
развивать связную речь;
учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
развивать мышление, внимание, воображение, память;
снимать речевой негативизм;
развивать мелкую моторику у детей.
Слайд 5«Даже мгновенное озарение
может стать той первой искрой,
из которой рано
или поздно
возгорится пламя
творческого поиска»
В. Шаталов
Слайд 6Мнемотехника -
это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное усвоение детьми
знаний
об окружающем мире,
эффективное запоминание и воспроизведение информации.
Слайд 7Мнемотаблица –
это схема,
в которой заложена определенная информация.
Слайд 8Содержание мнемотаблиц –
это графическое изображение
персонажей художественного произведения,
явлений природы,
некоторых
действий
путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Слайд 9Этапы использования мнемотаблиц:
Этап №1 - Рассматривание таблицы.
Этап №2 -
Перекодирование информации.
Этап №3 - Пересказ информации с опорой на символы.
Этап №4 - Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Воспроизведение мнемотаблицы.
Слайд 10Составление
описательного
рассказа
при помощи
опорных
схем-рисунков
Слайд 12«ВЕСНА»
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее. Снег почернел и начал
таять. Появились первые проталинки. Побежали звонкие ручейки. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Из-под снега выглянул первый подснежник. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелётные птицы.
Слайд 15Использование мнемотаблиц
при разучивании стихотворений
Слайд 18Мамины глаза как море,
Голубые-голубые!
С головою окунётся
Тот, кто мамою любим.
Мамины глаза как зори,
Золотые-золотые!
Если мама улыбнётся,
Мы согреться в них хотим.
Мамины глаза как грозы,
Огневые-огневые,
Если дети непослушны
И расстроят баловством.
Мамины глаза как розы,
Кружевные-кружевные!
Так красивы и воздушны,
С добрым-добрым огоньком!
Слайд 19Приемы работы с мнемотаблицей:
Выразительное чтение стихотворения.
Постановка учебной задачи .
Словарная
работа.
Вторичное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Выделение основной мысли произведения.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Рассказывание стихотворения по таблице.
Зарисовка мнемотаблицы по памяти детьми.
Слайд 20Пересказ
с опорой
на
мнемотаблицу
Слайд 21КОСТОЧКА
(Быль)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они
лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Слайд 24Результаты использования приемов мнемотехники:
повышается уровень произвольной памяти;
увеличивается объем внимания;
улучшается словесно –
логическое мышление;
развивается речь ;
снимается речевой негативизм;
развивается мелкая моторика.
Слайд 25Интересной и творческой
Вам работы!