Презентация, доклад по методической теме Формирование рефлексивных универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Содержание

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и привить еще две группы новых умений. К первой относится

Слайд 1Формирование рефлексивных универсальных учебных действий младших школьников

в условиях реализации ФГОС НОО.

Дьякова Г.И.
Учитель I категории.
МОУ «Малечкинская средняя
общеобразовательная школа»

Формирование рефлексивных       универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

Слайд 2 С внедрением ФГОС второго поколения в начальной

школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и привить еще две группы новых умений.
К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.

Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Проблема формирования рефлексии , являющейся основой самостоятельной, саморазвивающейся личности, приобретает особую актуальность.

Актуальность темы.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не

Слайд 3В педагогической литературе мы находим такие понятия как "рефлексия", "рефлексивная деятельность"

и "рефлексивные способности", являющиеся обязательными компонентами процесса обучения в системах личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту, деятельности, переживаниям и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п.- и к тому как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует.
Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием рефлексивной деятельности называют – рефлексивными способностями. Индивидуальная мера выраженности рефлексии – рефлексивность – понимается, как способность человека осознавать свои мысли, чувства, отношения и пр.

Понятие рефлексии. Рефлексивные способности.

В педагогической литературе мы находим такие понятия как

Слайд 4 Модель становления рефлексии младшего школьника в

учебной деятельности" :
1. Стадия становления коллективной рефлексии.

2. Стадия становления групповой рефлексии.

3. Стадия становления индивидуальной рефлексии.

Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей .

Модель становления рефлексии младшего  школьника в учебной деятельности

Слайд 51) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала;



3) рефлексия деятельности.

Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.

Деятельность учителя по формированию рефлексивных способностей

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала; 3) рефлексия деятельности. Данные виды рефлексии

Слайд 6 Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Самый простой вариант - показываем учащимся

карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и
грустного.

Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц:

Слайд 7Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий.
Прием

«Букет настроения».

Прием «Дерево чувств»

красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное ;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. Прием «Букет настроения».Прием «Дерево чувств»красный - восторженное;

Слайд 8
«Светофор»,
«Яблоко и стрелы» .
Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут

оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние.
«Светофор», «Яблоко и стрелы» .Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и

Слайд 9 1 этап - формирования рефлексивных способностей начинаю в 1 классе

в период обучения грамоте

- высота буквы
- ширина буквы

- петельки, закругления
- наклон

- соединения
- правильность написания слова.

Рефлексия содержания учебного материала









1 этап - формирования рефлексивных способностей начинаю в 1 классе в период обучения грамоте

Слайд 10На 2 этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной

самооценки.








1. Правильно записать числа для умножения с учётом поразрядности.

2. “Прикидка” - определение переполненных разрядов.

3. Определение количества цифр в произведении.

4. Нахождение произведения однозначных чисел, т.е. табличное умножение.

5. Нахождение суммы произведений в каждом разряде.

каждый кружок будет оценивать отдельную операцию (отдельный “шаг”).

На 2 этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки.1.	Правильно записать числа для умножения с

Слайд 11 рефлексивная табличка

рефлексивная табличка

Слайд 12Дневник достижений

Дневник  достижений

Слайд 13

Способность рефлексии не сформирована

Способность сформирована, но

не всегда адекватна

Сформирована адекватная рефлексивная способность.

Способность рефлексии не сформирована	   Способность сформирована, но не всегда адекватна	  Сформирована адекватная

Слайд 14Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так?

Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Рефлексия деятельности.

Лестница успеха.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант

Слайд 151 сегодня я узнал…
2 было интересно…
3 было трудно…
4 я выполнял задания…
5 я

понял, что…
6 теперь я могу…
7 я почувствовал, что…
8 я приобрел…
9 я научился…
10 у меня получилось …
11 я смог…
12 я попробую…
13 меня удивило…
14 урок дал мне для жизни…
15 мне захотелось…

Устное обсуждение. Рефлексивный экран.

1	сегодня я узнал… 2	было интересно… 3	было трудно… 4	я выполнял задания… 5	я понял, что… 6	теперь я могу… 7	я

Слайд 16Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в

XXI в.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Заключение.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в. Самостоятельность. Не учитель отвечает

Слайд 17Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается.

Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. пе
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть