Презентация, доклад по математике по теме: Развитие творческого мышления на уроках математики через проблемное обучение .

Содержание

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.                                                                               Л.Толстой

Слайд 1 Мастер-класс


Развитие творческого мышления
на уроках математики через
проблемное обучение


Овсянникова Галина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №1»
г.Семёнов

Мастер-классРазвитие творческого мышления на уроках математики через проблемное обучение Овсянникова Галина Николаевнаучитель начальных классовМБОУ «Школа

Слайд 2Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и

в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.                                                                               Л.Толстой
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только

Слайд 3 Дидактические игры
Логические задачи
Проблемные ситуации
Минутки

математической поэзии
Нестандартные формы урока
Внеклассная работа по предмету
Проектная деятельность


Методы и приемы

Дидактические игры  Логические задачи  Проблемные ситуации Минутки математической поэзии  Нестандартные формы урока

Слайд 4Этапы развития творчества
Подготовительный (элементы творчества в обычной,
исполнительской деятельности, в

игровой форме ) –
проходит чаще в 1-2 классах.
Исследовательский (творчество в изучении предмета,
через решение проблемных ситуаций), проходит во 2-3 классах.
Самовыражение через различные виды деятельности
(например, сочинение «хитрых» задач, математических сказок, составление математических кроссвордов, закономерностей, ребусов),проходит больше в 3-4 классах.
Этапы развития творчества Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, в игровой форме ) – проходит чаще

Слайд 5Проблемное обучение
Постановка
проблемы
Поиск
решения
проблемы
Описание
решения
Реализация

Проблемное обучениеПостановка проблемыПоиск решенияпроблемыОписание решенияРеализация

Слайд 6Деятельность учителя и учащихся в условиях
проблемного метода обучения
Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

- создаёт проблемную ситуацию
- организует размышление над проблемой и её формулировкой -

- организует поиск гипотез
- организует проверку гипотез
-организует обобщение результатов и применение полученных знаний

- осознаёт противоречия
- формулирует проблему
- выдвигают гипотезы

- проверяют гипотезы в эксперименте
- анализируют результаты, делают выводы
- применяют полученные знания

Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного метода обучения  Деятельность учителяДеятельность учащихся- создаёт проблемную ситуацию -

Слайд 8Типы проблемных ситуаций
Проблемная ситуация возникает при условии, если уч-ся не

знают
способа решения поставленной задачи, не могут ответить на
проблемный вопрос, дать объяснение новому факту, т.е. определяется недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта.

Проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся
с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых
практических условиях, однако очевиден факт недостаточности
этих знаний.


Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется
противоречие между теоретически возможным путем решения
задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие
между практически достигнутым результатом выполнения учебного
задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического
обоснования.

Типы проблемных ситуаций Проблемная ситуация возникает при условии, если уч-ся не знают способа решения поставленной задачи, не

Слайд 9Уровни проблемного обучения
1 уровень – ученик усваивает приёмы логического мышления

репродуктивным методом, следуя образцу рассуждения учителя;

2 уровень – учитель создаёт проблемную ситуацию, указывает на проблему и вовлекает детей в совместный поиск путей её решения и в процесс самого решения;

3 уровень – учащиеся формулируют аналоговую неполнозначную проблему и анализируют её вместе с учителем, совместно выдвигают предположения и обосновывают гипотезу, а доказывают и проверяют решения самостоятельно, решаются познавательные задачи;

4 уровень – наличие любых типов проблем и полная самостоятельность в их решении.

Уровни проблемного обучения 1 уровень – ученик усваивает приёмы логического мышления репродуктивным методом, следуя образцу рассуждения учителя;

Слайд 10Приёмы создания проблемной ситуации

1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем

ошибки.

7+5=12
8+6=15
9+7=17
9+9=18
10+10=20

Приёмы создания проблемной ситуации1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.7+5=128+6=159+7=179+9=18  10+10=20

Слайд 11Предъявить
противоречивые факты
2 + 5 ∙ 3 = 17
2 +

5 ∙ 3 = 21

(

)

2. Создание проблемных ситуаций
через использование занимательных заданий.

Предъявить противоречивые факты2 + 5 ∙ 3 = 17 2 + 5 ∙ 3 = 21()2. Создание

Слайд 123. Создание проблемных ситуаций через
решение задач, связанных с жизнью.
Семья Нади

летом переехала в новый дом.
Им отвели земельный участок прямоугольной формы.
10 метров в длину и 8 в ширину.
Папа решил поставить изгородь. Он попросил Надю
сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди,
если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук?
Сколько денег потратит семья, если каждый десяток
штакетника стоит 50 рублей.
3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.Семья Нади летом переехала в новый дом. Им

Слайд 134.Создание проблемных ситуаций через
выполнение практических заданий.
К уроку вам было дано

задание из газеты склеить 1 м2.
Давайте посмотрим, сколько человек поместится на нём.
Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке
со стороной 150 м. поместить всё население г. Семёнова?
( 24451человек.)
Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки
(площадь квадрата)

4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.К уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2.Давайте

Слайд 145. Создание проблемных ситуаций через
решение задач на внимание и сравнение.


5. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.

Слайд 156.Создание проблемных ситуаций через противоречие
нового материала старому, уже известному.
367 -

143, 534 - 216, 328-174

400 - 172

5, 8, 12, 7, 10, 34, 2, 15

х7

6.Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.367 - 143,   534 - 216,

Слайд 167. Создание проблемных ситуаций с использованием задач с недостающими данными, нереальными,

лишними.

Во второй вазе было в 2 раза больше роз, чем в первой. Сколько роз было во второй вазе?

На первой полке лежало 30 книг, на второй 10 книг, а на третьей на 5 книг больше, чем на второй полке. Сколько книг лежало на третьей полке?

7. Создание проблемных ситуаций с использованием задач с недостающими данными, нереальными, лишними. Во второй вазе было в

Слайд 17
8. Создание проблемных ситуаций

через
столкновение разного мнения учеников
вопросом или практическим заданием.
8. Создание проблемных ситуаций через столкновение разного мнения учеников вопросом

Слайд 182 + 2 + 2 + 2 = 8
Задача
На одну рубашку

пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 250 рубашек?

9. Создание проблемных ситуаций через задание, не выполнимое вообще.

2 + 2 + 2 + 2 = 8ЗадачаНа одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо

Слайд 19 
Рекомендации учителям по созданию
проблемных ситуаций на уроке.
1.Подводить к противоречию с

уже известным и предлагать
самим находить способ разрешения.
2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
3. Создавать ситуации включения, используя задания,
связанные с их жизненным опытом.
4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.
5. Предлагать практические исследовательские задания.
6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.
7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
8.Учить составлять задачи по статистическим данным
своего населённого пункта.
9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.
 Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке.1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить

Слайд 20Достоинства и недостатки проблемного обучения:
Требует больших затрат времени для усвоения

одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.

Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.

Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.

Развивает мыслительные способности учащихся.

Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Достоинства и недостатки проблемного обучения: Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний,

Слайд 21Развитие внимания, наблюдательности учащегося

Активизация познавательной деятельности, мышления

Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, нестандартности

мышления

Обеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельно

Преподаватель должен хорошо владеть материалом, постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство

Необходимо научиться формулировать проблемные вопросы и учителю, и учащимся
Развитие внимания, наблюдательности учащегосяАктивизация познавательной деятельности, мышленияВоспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, нестандартности мышленияОбеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельноПреподаватель

Слайд 22Предъявляет высокие требования к учителю. Это касается не только его культуры,

интеллекта, но и той нравственной атмосферы, которая непроизвольно возникает и должна поддерживаться.

Усвоение становится творческим

Самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности.

Высокий интерес к предметам

Развитие продуктивного мышления
Предъявляет высокие требования к учителю. Это касается не только его культуры, интеллекта, но и той нравственной атмосферы,

Слайд 23Улыбнитесь… «Математическая поэзия»

Пушкин
17 30 48
140 10 01
126 138 
140 3 501  

















Маяковский
2 46 38


116 14 20! 
14 21
14 0 17

Есенин 
14 126 14
132 17 43... 
16 42 511
704 83

Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.

Константин Георгиевич Паустовский

Улыбнитесь… «Математическая поэзия»Пушкин17 30 48140 10 01126 138 140 3 501  Маяковский2 46 38 1 116 14 20! 14 2114

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть