Слайд 1
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1-4 класс
Слайд 3« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ».
У древних людей, кроме каменного топора и
шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.
Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги.
Слайд 4Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать.
Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки
Слайд 5« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ
ЦИФРЫ».
Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека.
Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь!
Слайд 6Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужно было придумать,
как их записывать.
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.
Слайд 7У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры
и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.
Слайд 8У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда
римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.
Слайд 9Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и
кружочек
Так выглядели древние китайские цифры
Слайд 10Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня?
Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.
Слайд 11« МАГИЯ ЧИСЕЛ».
Какую цифру вы любите больше всего? Семерку? Пятерку? А
может, единицу?
Вас удивляет такой вопрос: как можно любить, или не любить какие - то цифры, числа? Однако не все так думают. У некоторых есть числа “плохие” и “хорошие”, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое и т.д. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры.
Слайд 12Значение числа 7
Ведь очень многое в жизни связано с этой цифрой.
Дети-дошкольники, когда им исполняется 7 лет, идут в школу; 7 цветов радуги; 7 дней в неделе; 7 звезд в созвездии Большой медведицы; 7 нот нотной грамоты.
Цифру 7 всегда связывали с понятием везения (удачи). Иногда эту цифру называют знаком ангела.
Семь считали магическим, священным числом. Это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи разных травах, и советовали пить семь дней.
Слайд 13Волшебное число 7
Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках “Белоснежка
и семь гномов”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик- семицветик”; в мифах древнего мира.
Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда в речи употребляются пословицы и поговорки типа:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семеро одного не ждут.
- Лук – от семи недуг.
- Семь бед – один ответ.
- Семь пядей во лбу.
- Семь пятниц на неделе.
Много еще можно узнать о значении числа 7, однако каждое число имеет свое магическое значение.
А сколько звезд на небе? Сколько животных в зоопарке? А сколько ходит детей в детский сад? Дети скоро пойдут в школу и научатся считать и записывать большое количество предметов с помощью этих простых, но нужных десяти цифр.
Слайд 14
ВИКТОРИНА: «Умеете ли вы считать?»