Презентация, доклад по литературному чтению:Технология продуктивного чтения

Содержание

Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов

Слайд 1Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам
технология

формирования типа правильной читательской деятельности
Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам  технология формирования типа правильной читательской деятельности

Слайд 2Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным

предметам?

На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять.

Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.

Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? На любом уроке и в

Слайд 3 ВСПОМНИМ, ЧТО НАМ ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ


ВСПОМНИМ,  ЧТО НАМ ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 4Что такое ЧТЕНИЕ?
Учебный предмет
Процесс освоения текста
Общеучебное умение (компетенция)

Из образовательной

программы «Школа 2100»:
«Сквозная цель образования - воспитание
грамотного, компетентного читателя,
человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Выделите ключевое словосочетание в данном тексте
Что такое ЧТЕНИЕ? Учебный предметПроцесс освоения текста Общеучебное умение (компетенция)Из образовательной программы «Школа 2100»: «Сквозная цель образования

Слайд 5Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
понимать

письменные тексты
рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Выделите главную составляющую грамотности чтения
Кого можно назвать  «грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание

Слайд 6Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:


фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Что такое  ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте

Слайд 7 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ


Просмотровое
Цель: самое общее

представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет
анализ заголовка, подзаголовка
просмотр схем, таблиц, оглавления

Ознакомительное
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
чтение по абзацам
графические пометки

Изучающее
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста,

Слайд 83) После чтения
в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к

тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других

2) Во время чтения
Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них

До чтения
У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.

Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа?

Традиционный урок чтения:
Учитель готовит детей к восприятию текста
Первым новый текст читает учитель

Традиционный урок чтения:
Преобладает чтение вслух
Вопросы на понимание факт. информации, пересказ

ЖИЗНЬ:

3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с

Слайд 9 ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Знакомство с технологией

формирования типа правильной читательской деятельности
(технологией продуктивного чтения)

2. Использование технологии при чтении учебно-научных текстов
ПОИСК РЕШЕНИЯ,  ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ   1. Знакомство с технологией формирования типа правильной читательской

Слайд 103) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание

авторского смысла, корректировка своей интерпретации

2) Во время чтения текста
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

до чтения текста
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:

Тексты учебников по всем предметам с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации2) Во

Слайд 111-й этап. Работа с текстом до чтения
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите,

о чем данный текст (его направленность) по:
названию
имени автора
- иллюстрациям (перед текстом)
выделенным словам (просмотровое чтение)
- привлекая предшествующий читательский опыт

мотивирование чтения
1-й этап. Работа с текстом до чтенияЦель: прогнозирование будущего чтения.Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность)

Слайд 122-й этап. Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух /

про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)

ПРИЕМ: диалог с автором
Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста
2-й этап.  Работа с текстом во время чтенияИзучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом)

Слайд 133-й этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.


- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов

корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
3-й этап.  Работа с текстом после чтенияКонцептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

Слайд 14 ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

НА УРОКЕ
(АЛГОРИТМ РАБОТЫ)
ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ   ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ(АЛГОРИТМ РАБОТЫ)

Слайд 15 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке
Прочитайте текст, выделите в

нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа )
Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
Подготовка текста для продуктивного чтения на урокеПрочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию

Слайд 16§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это …..
Лена: На коре деревьев и

камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек.
Биолог: Это лишайники – особая группа живых организмов. В
Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличается от других?
Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П
(Мы нашли ответ на вопрос?)
Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте.
(То есть по-другому…)
На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники.
Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных “профессий” В
(Каких именно профессий и почему?) О.
Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П
(ответ на вопрос «почему?»).

§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это ….. Лена: На коре деревьев и камнях я видела растения в виде

Слайд 17Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители.

Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную “экосистему”, которая может жить самостоятельно П
(На какой вопрос мы нашли ответ).
Как же устроены эти удивительные организмы?
(Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте)
Лишайники состоят из гиф гриба, между которыми живут водоросли П. Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли.
Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос?
Мы нашли ответ? Какой?
Так как же можно сформулировать тему нашего урока?
(Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)

Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть