Слайд 1Джанни родари «путешествие голубой стрелы»
Презентация по литературному чтению
Подготовила учитель начальных классов
Засорина
Анна Александровна
Ростов-на-Дону
2017 год
Слайд 3Путешествие голубой стрелы
На свете есть много вещей, которые согревают: добрые слова,
например.
Есть индейская пословица, которая гласит: «Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун».
Видите, как плохо быть одиноким? Вас сразу обзывают разными нехорошими словами.
Все игрушки мира не стоят одного друга...
Слайд 4Загадки
Зверь забавный сшит из плюша
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду
зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.
(Плюшевый медведь)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется - под лучами
Отливает серебром.
(Самолет)
Слайд 5 Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в
путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(Карандаш)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Кукла)
Слайд 6Глава 1. Синьора без пяти минут баронесса
Фея была старая синьора, очень
благовоспитанная и благородная, почти баронесса.
– Меня называют, – бормотала она иногда про себя, – просто Фея, и я не протестую: ведь нужно иметь снисхождение к невеждам. Но я почти баронесса; порядочные люди это знают.
– Да, синьора баронесса, – поддакивала служанка.
– Я не стопроцентная баронесса, но до нее мне не хватает не так уж много. И разница почти незаметна. Не так ли?
– Незаметна, синьора баронесса. И порядочные люди не замечают ее…
Было как раз первое утро нового года. Всю ночь напролет Фея и ее служанка путешествовали по крышам домов, разнося подарки. Их платья были покрыты снегом и сосульками.
Слайд 7Вопросы к 1 главе: «Синьора без пяти минут баронесса»
На чём
Фея и ее служанка путешествовали по крышам домов?
(На метле)
2. Что продавалось в магазине у Феи?
(игрушки)
3. Опишите Фею. Какая она?
(Жадная. Не уступает в цене на игрушки, не даёт в долг, если у родителей не хватает денег, не повышает зарплату своей помощнице уже несколько лет)
Слайд 8Вопросы ко 2 главе: «Витрина наполняется»
Какая игрушка стала самой дорогой и
желанной в магазине у старой Феи?
(поезд «Голубая стрела)
2. Какие еще игрушки лежали на ветрине магазина?
(Желтый Медвежонок, тряпичный пес по имени Кнопка, краски, «Конструктор», маленький театр с тремя Марионетками и быстроходный двухмачтовый парусник)
Вопросы к 3 главе: «Полубородый капитан взволнован»
Как звали мальчика, который мечтал о «Голубой стреле», писал фее письма, но не дождавшись ответа пришел к ней сам?
(Френческо)
2. Почему Фея отказалась дарить игрушку мальчику?
(потому что у его мамы не было денег)
Слайд 10– Ну? В чем дело? – Всем своим видом Фея как
бы хотела сказать: «Говори побыстрее, у меня нет времени».
– Я… Синьора… – прошептал мальчик.
В витрине все замерли, но ничего не было слышно.
– Что он сказал? – шепнул Начальник Поезда.
– Тс-с! – приказал Начальник Станции. – Не шумите!
– Мальчик мой! – воскликнула Фея, которая чувствовала, что начинает терять терпение, как всякий раз, когда ей приходилось говорить с людьми, не подозревающими о ее благородных титулах. – Дорогой мой мальчик, времени у меня очень мало. Поторопись или же оставь меня в покое, а лучше всего напиши мне хорошее письмо.
– Но, синьора, я уже написал вам, – торопливо прошептал мальчик, боясь потерять мужество.
– Ах, вот как! Когда?
– Около месяца тому назад.
– Сейчас посмотрим. Как тебя зовут?
– Монти Франческо.
– Адрес?
– Квардиччиоло…
Слайд 11– Гм… Монти, Монти… Вот, Франческо Монти. Действительно, двадцать три дня
тому назад ты просил у меня в подарок электрический поезд. А почему только поезд? Ты мог бы попросить у меня аэроплан или дирижабль, а еще лучше – целый воздушный флот!
– Но мне нравится поезд, синьора Фея.
– Ах, дорогой мой мальчик, тебе нравится поезд?! А ты знаешь, что через два дня после твоего письма сюда приходила твоя мать…
– Да, это я попросил ее прийти. Я ее так просил: пойди к Фее, я ей уже все написал, и она так добра, что не откажет нам.
– Я не хорошая и не плохая. Я работаю, но не могу работать бесплатно. У твоей матери не было денег, чтобы заплатить за поезд. Она хотела в обмен на поезд оставить мне старые часы. Но я видеть их не могу, эти часы! Потому что они заставляют время двигаться быстрее. Я также напомнила ей, что она еще должна заплатить мне за лошадку, которую брала в прошлом году. И за волчок, взятый два года тому назад. Ты знал об этом?
Нет, мальчик этого не знал. Мамы редко делятся с детьми своими неприятностями.
– Вот почему в этом году ты ничего не получил. Ты понял? Не кажется ли тебе, что я права?
– Да, синьора, вы правы, – пробормотал Франческо, – Я просто думал, что вы забыли мой адрес.
– Нет, напротив, я помню его очень хорошо. Видишь, вот он у меня записан. И на днях я пошлю к вам моего секретаря, чтобы взять деньги за прошлогодние игрушки.
Слайд 12Глава 4: «Начальник станции не знает, что делать»
Бедный Франческо! С каждым
днем его личико становилось все более грустным. Нужно было что-то сделать для него. Все ждали, что Начальник Станции Голубой Стрелы предложит что-нибудь, подскажет какую-нибудь идею. Но тот только снимал и надевал свой берет с пятью нашивками или смотрел на носки своих ботинок, словно видел их впервые.
Слайд 13Вопрос к главе 5: «Идея Кнопки»
1. Что предложил сделать пёс Кнопка?
(Он предложил отправится всем игрушкам с
Голубой стрелы на поезде к Франческо)
Слайд 14Глава 6 «На следующий вечер»
Какой путь побега из магазина предложил пёс
Кнопка?
(Возле склада, где ворох пустых коробок в углу, Кнопка обнаружил в стене дырку. По ту сторону стены – погреб с лесенкой, которая ведет на улицу.
Слайд 15Глава VII. ЖЕЛТЫЙ МЕДВЕЖОНОК ВЫХОДИТ НА ПЕРВОЙ ОСТАНОВКЕ
«Синьора Фея, я услышал
о вас впервые в этом году; до этого я никогда ни от кого не получал подарков. В этот вечер я не тушу лампу и надеюсь увидеть вас, когда вы придете сюда. Тогда я расскажу вам, какую игрушку мне бы хотелось получить. Я боюсь заснуть и поэтому пишу это письмо. Очень прошу вас, синьора Фея, не откажите мне: я хороший мальчик, это все говорят, и буду еще лучше, если вы сделаете меня счастливым. А не то зачем же мне быть хорошим мальчиком? Ваш ДЖАМПАОЛО».
– Тысяча дохлых китов! – раздался голос Полубородого Капитана. – Мне кажется, что наша старая хозяйка несправедлива. Вот ребенок, который по ее вине может стать плохим.
Слайд 16Глава VIII. ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР СООРУЖАЕТ МОСТ
Для чего игрушки начали строить
мост?
(Чтобы перебраться через лужу, так как на парусник все игрушки не могут поместиться)
Слайд 17Глава IX. ПРОЩАЙ, КУКЛА РОЗА!
– Я останусь здесь! –
решительно повторила Роза. – Конечно, это нехорошо по отношению к Франческо, но вообще-то я не думаю, чтобы его огорчило мое отсутствие. Франческо – мужчина, и он даже знать не будет, что ему делать с куклой. Вы передадите ему мой привет, и он простит меня. А потом, кто знает, может быть, эта девочка пойдет в гости к Франческо, возьмет меня с собой, и мы еще увидимся.
Слайд 18Глава Х. ГЕРОИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ГЕНЕРАЛА
Вспомните, что случилось с генералом?
В одно
мгновение Генерал был почти целиком покрыт снегом. Некоторое время еще виднелись его усы, но вот и они исчезли. Вместо Генерала осталась снежная статуя, статуя коленопреклоненного Генерала, вцепившегося руками в края ямы, в которую провалились его пушки. Бедный Генерал, что за гибель!
2. Кто напал на игрушку-канарейку и чем закончилась эта история?
(на игрушечную канарейку напал настоящий кот, но с помощью пружины, канарейка сумела дать по носу коту и тот убежал, а игрушку подобрал местный сторож, починил и понес в подарок своему сыну)
Слайд 19Заключительные главы
– Скажите это ветке, синьора баронесса. Она трещит, я слышу.
Ради бога, синьора хозяйка, помогите!
Услышав, что служанка назвала ее «синьора хозяйка» вместо «синьора баронесса». Фея ужасно рассердилась. Служанка подумала, что Фея хочет поколотить ее, и отпрянула назад. Но от слишком быстрого движения она потеряла равновесие и с криком рухнула вниз. Правда, она упала на снег и не ушиблась, но в тот же миг краснокожие окружили ее и своими топорами, как кольями пригвоздили к земле ее юбку.
– Вернись назад! – закричала испуганная Фея. – Лезь скорее на дерево!
– Помогите, синьора хозяйка, помогите! Я попала в плен к индейцам! Они вырвут мне волосы!
Но Фея боялась ввязываться в сражение. Долгие годы игрушки повиновались ей беспрекословно. А сейчас хозяйка не была уверена в своей власти над ними. Они сами захотели убежать, теперь она это поняла. И, если судить по тому, как они обошлись с бедной служанкой, вряд ли захотят вернуться.
– Хорошо! – крикнула она. – Я полечу одна! Но не приходи потом жаловаться, если я снижу тебе заработную плату. Я не могу позволить себе роскошь платить тебе деньги за то, что ты в рабочее время спокойно развалилась посреди улицы.
– Какое тут спокойствие, синьора хозяйка! Разве вы не видите, что они пригвоздили мою юбку к земле своими топорами?
Но Фея не стала ее слушать. Бормоча проклятия, она улетела.
Слайд 20
Так где же Франческо?
Франческо существует на самом деле; сейчас он уже
вырос и, может быть, даже не помнит о своих приключениях в ту новогоднюю ночь. Но я помню, что Франческо было десять лет, он учился в четвертом классе, а после уроков продавал газеты.
Свой маленький заработок Франческо должен был приносить домой. Его отец болел, а мать работала прислугой у богатых синьоров.
За несколько дней до Нового года отец умер. Франческо и его матери пришлось переехать, потому что их комната стоила слишком дорого. Они погрузили свои скудные пожитки на тележку и отправились на окраину города, туда, где стояли деревянные бараки с окнами без стекол, заклеенными старыми плакатами.
А знаете, почему Кнопка не мог найти следов Франческо? Потому что мальчику пришлось выбросить свои старые башмаки и надеть башмаки отца. Они тоже были старые, но пока еще не совсем развалились. Ноги Франческо так свободно болтались в них, что туда могли поместиться вдобавок ноги обоих его братьев.
Слайд 21 Дело в том, что Франческо нашел себе новую работу. Он поступил
в маленький кинотеатр, где в перерывах между сеансами продавал зрителям конфеты. Кинотеатр закрывался довольно поздно, после полуночи, но Франческо оставался там еще на целый час, чтобы подмести пол, заваленный окурками и конфетными обертками. После этого он пешком возвращался через весь город домой.
Понимаете теперь, почему Франческо приходил утром в школу рассеянный и сонный?
– Франческо, – строго говорил иногда учитель, – ты сегодня не умывался, вот почему тебя клонит ко сну. Ступай немедленно приведи себя в порядок.
Франческо вставал и выходил из класса, не глядя на товарищей, которые посмеивались за его спиной.
Он скорее умер бы, чем рассказал им о своих несчастьях. Он был горд! И никто даже не подозревал, что этот худенький и бледный мальчуган содержит на свой заработок всю семью. Ведь сейчас, когда умер отец, мама не могла оставить двух младших братьев на целый день одних и зарабатывала гораздо меньше.
Теперь вы знаете, кто такой Франческо. Но вы еще не знаете, что случилось с ним в новогоднюю ночь.
Слайд 22Что случилось с Франческо в Новогоднюю ночь?
Воры заставили Франческо залезть в
магазин, через маленькое окно и велели открыть им дверь изнутри. Но смелый Франческо не стал открывать им дверь и начал звать на помощь, кричать «Тревога! Тревога». Сначала мальчика поймали, думали он преступник сам, но потом выяснили, что он не виноват и отпустили.
А Фея взяла Франческо на работу, на должность приказчика (он следил за выручкой, порядком, отслеживал почту и т.д.)
Слайд 23Что произошло с Кнопкой?
Впервые в жизни Кнопка услышал, как из его
горла вылетают сильные, энергичные звуки, так не похожие на его обычный визг. Эти звуки казались ему песней и отдавались в голове, как колокол.
«Я лаю», – только и успел подумать он и сразу же перестал думать. Зато теперь он наслаждался этим новым, неиспытанным чувством. Он лаял так громко, что Франческо рассмеялся:
– Похоже, что ты лаешь впервые в жизни. Но голос у тебя неплохой.
Кнопка перестал быть игрушкой из папье-маше и тряпок; он чувствовал, как в его груди бьется настоящее, живое сердце. Когда его гладили, он не оставался теперь холодным и безразличным, как игрушка, а весь был теплый, живой и дрожал, как птица.
Это произошло потому, что он нашел себе настоящего друга и не был больше одинок.
Слайд 24ВИКТОРИНА
1. Кто разносил детям подарки в сказке «Путешествие Голубой Стрелы»?
а)
Дед Мороз
б) Санта-Клаус
в) Фея
г) Ведьма
2. Что хотел получить в подарок мальчик Франческо?
а) индейцев
б) Голубую Стрелу
в) парусник с капитаном
г) плюшевого щенка
3. Что такое «Голубая Стрела»?
а) электрический поезд
б) индеец
в) парусник
г) конструктор
4. Кто первым из игрушек сошел с поезда?
а) полубородый капитан
б) кукла Роза
в) жёлтый медвежонок
г) кукла Нера
5. С кем познакомился сидящий пилот?
а) с памятником патриота
б) с бандитами
в) со служанкой Терезой
г) с Джампаоло
Слайд 25
6. Каких морских обитателей вспоминал в своих ругательствах полубородый капитан?
а)
морских чертей
б) осьминогов
в) китов
г) акул
7. Кому подарили электропоезд «Голубая Стрела»?
а) Франческо
б) Мариино
в) Франко
г) Роберто
8. Какой подвиг совершил Роберто?
а) спас поезд от крушения
б) спас патриота от заключения в тюрьме
в) спас карандаши от мыши
г) не дал бандитам обокрасть магазин
9. Кем предложила работать Фея мальчику Франческо?
а) камердинером
б) дворецким
в) приказчиком
г) мажордомом
10. Что случилось со щенком Кнопкой в конце сказки?
а) погиб под трамваем
б) стал настоящей собакой
в) стал игрушкой девочки
г) вернулся в магазин Феи
Слайд 26СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Дж. Родари «Путешествие Голубой стрелы»
http://skazvikt.ucoz.ru/publ/86-1-0-1263
http://bukvo4egka.blogspot.ru/2015/01/blog-post_10.html
https://infourok.ru/puteshestvie-po-tvorchestvu-dzhanni-rodari-757256.html