Слайд 1Методическая разработка раздела образовательной программы
«Антиципация на уроках литературного чтения в
УМК
«Планета знаний »
Выполнила: учитель
начальных классов
МАОУ «Гимназия № 53»
Клюева М. Р.
Нижний Новгород
2020
Слайд 2Эпиграф к теме
"Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность".
Бернард
Шоу
Слайд 3Актуальность
В ФГОС особое место отведено деятельностному,
практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Необходимое условие успешности литературного образования детей – «обязательность собственной читательской и учебной деятельности учащихся».
Слайд 4 Стать субъектом учебной деятельности, по
мнению Матвеевой Л. А., – значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности».
Достичь высокого уровня активной и осознанной деятельности учащихся возможно посредствам использования антиципации.
Слайд 5Исторические аспекты
«Антиципация – это способность человека представить себе возможный результат
действия до его осуществления».
Вильгельм Вундт
1880 год
Слайд 6 Анализ литературы
А.В.Брушлинский
Б.Ф.Ломов
Е.Н.Сурков.
Н. Н.Светловская
Г. Г. Граник
Р. Н. и Е. В. Бунеевы
Г.
А. Бакулина
1. Универсальный способ формирования УУД.
2. 70-е г.г. ХХ века – технология продуктивного чтения.
3. Как системообразующий компонент – в методике обучения русскому языку средствами субъективизации.
Слайд 7Антиципация как системообразующий компонент организации урока литературного чтения
Слайд 9
Содержание и организация урока литературного чтения с использованием антиципации на разных
Слайд 12IV этап
Прогнозирование содержания произведения
Предвосхищение учащимися содержания произведения осуществляется не
менее чем по трем ориентирам одновременно: название произведения, новые слова (обязательные ориентиры), иллюстрации.
Слайд 15Программа курса «Литературное чтение»
1-4 классы для общеобразовательных учреждений
Учебники 1-4 класс
Рабочие
тетради к учебникам
Методические рекомендации для учителя
Слайд 17 Цели задачи раздела
«Сказки о животных»1класс
Цель:
Познавательная: способствовать
осознанию и осмыслению жанра сказки как способу выражения народной философии; дать представление о народных и авторских сказках; расширять читательский кругозор учащихся.
Социокультурная: формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); совершенствование навыка правильного, сознательного чтения как показателя общей культуры человека.
Слайд 18Познавательные:
Раскрыть особенности…
Дать алгоритм…
Способствовать развитию умения…
Развивающие:
Развитие речи, мышления, воображения…
Развитие умения анализировать…
Развитие читательского
интереса…
Воспитательные:
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения…
Обогащение нравственного опыта учащихся...
Задачи раздела
Слайд 19Психолого-педагогические особенности
Возраст 7- 8 лет характеризуется:
активным интересом к познанию
активизацией творческих способностей
личностным
развитием
активным формированием мышления и речи
эмоциональной отзывчивостью и доброжелательностью
Слайд 21Личностные:
Возможность формирования:
положительной мотивации и познавательного
интереса к
изучению курса литературного
чтения;
Умения организовать свою деятельность и творчески решать поставленные задачи;
способности к самооценке успешности в овладении устной и письменной речи;
позитивного участия в коллективной и групповой работе, умения входить в коммуникацию со сверстниками и взрослыми.
Слайд 22 Предметные:
Учащиеся научатся:
выделять особенности сказки;
различать народные и
авторские сказки;
сопоставлять героев-животных в народных и авторских сказках;
соотносить автора, название и героев прочитанных сказок;
делить сказку на смысловые части;
рассказывать сюжет сказки, придумывать возможное развитие сюжета;
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях.
Слайд 23 Метапредметные:
Научатся на доступном уровне:
осознавать цели
и задачи изучения раздела, темы и
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к тексту сказки;
осуществлять самоконтроль, коррекцию при выполнении заданий этого раздела;
выделять главное и существенное, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
воспроизводить в устной речи и рисунках результаты творческой деятельности на заданную тему;
анализировать свое поведение.
Слайд 24Используемые технологии
Антиципация
Технология продуктивного чтения
Дифференцированное обучение
Игровые технологии
Информационно коммуникативные технологии
Слайд 25Формы организации деятельности
Индивидуальная
Групповые
Слайд 26Календарно-тематическое планирование
«Сказки о животных» 1класс (15часов)
Слайд 27
Тип урока изучение нового материала
Ведущий
метод
антиципация
Андрей Усачев «Пятно»
Слайд 28Прогнозирование учащимися содержания и видов своей читательской деятельности
Рассмотрите модели обложек. Дополните
каждую из них.
Как поступить, если вы забыли название или фамилию автора произведения?
Что объединяет эти произведения?
Кто догадался, почему на доске «пустая» модель?
Какова тема нашего урока? Цель?
Как нам удалось определить тему и цель нашего урока?
Слайд 292. Сегодня на уроке мы будем читать сказку про того, кто:
становится
выше, когда садится ;
днём молчит, ночью ворчит;
в избе пирогом, а на дворе калачом.
Подумайте, как отгадка связана с нашим уроком?
3. Что еще мы должны узнать по сказку?
ВЁЧАСУЙЕРДНАОНТЯП
Слайд 30Объясните, что обозначают слова «вылизывать, гениальная идея, перекрашивать, любоваться»?
Уточним лексическое
значение слов по словарю
Прочитайте значение слов.
Закройте словари. Итак, что обозначают слова
Рассмотрите рисунок. Вы уже можете предположить какая история произошла с собачкой Соней в сказке Андрея Усачева «Пятно»?
Слайд 31Анализ сказки – технология продуктивного чтения.
« думала ……собачка Соня, размазывая и
разлизывая варенье по всей скатерти»
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов и аргументируйте его:
-Красивая
- Умная
- Смелая
- Добрая
Сравним свой ответ с текстом.
Творческое задание.
Дайте рекомендации Соне,
как правильно вести себя.
Ест варенье из банки - …
Не моет лапы - …
Садится на стол - …
Пачкает вещи - …
Слайд 32Количественная диаграмма по критерию «любимый предмет»
Слайд 33Количественная диаграмма по критерию «читательские умения»
Слайд 34Сформированность метапредметных результатов
Слайд 35Антиципация
Антиципация
Средство повышения эффективности и продуктивности урока литературного чтения для решения
задач в сфере речевого, интеллектуального, творческого развития учащихся
Средство, которое оживляет учебный процесс, стимулирует устойчивый интерес к предмету «литературное чтение».
Универсальный способ формирования всех видов УУД
Слайд 36«Чтение - это окошко, через которое дети
видят и познают мир
и самих себя.
Оно открывается перед ребенком
лишь тогда, когда наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа
над словами».
В. А. Сухомлинский