Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №73
2018 год
Слайд 2Применение технологии РКМЧП
на уроках в начальной школе
Слайд 3Что такое РКМЧП?
Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и
письма известна
в России с 1997 года.
Авторы - американские педагоги Дж. Стил, К.Меридит, Ч.Темпл
Слайд 4Понятие «критическое мышление»
Направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью, целеноправленностью, его
отличает использование когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Д. Халперн
Слайд 5Структура данной технологии
Вызов (мотивация)
Осмысление содержания
(учебные действия)
Рефлексия (регуляция)
Слайд 9Приемы и стратегии технологии РКМЧП
Круглый стол.
Мозговой штурм.
Двойные дневники.
Кластер.
Инсерт.
Эссе.
Стратегия «Зигзаг».
Синквейн.
«Тонкие» и «толстые»
вопросы.
«Взаимоопрос», «Взаимообучение.
Слайд 10Прием «Круглый стол»
Учащиеся по очереди, работая в группе, пишут свою мысль
на заданную тему.
После этого мысли, записанные на листках, озвучиваются.
Слайд 11Мозговая атака или мозговой штурм.
1 этап.
Индивидуальная атака.
Ученик самостоятельно вспоминает информацию
по теме.
2 этап.
Парная атака ( 2 – 3 человека).
3 этап.
Обсуждение в группах.
4 этап.
Учитель пишет на доске.
От группы выступает 1 человек.
Слайд 12Двойной (двухчастный) дневник
Форма двойного дневника
Слайд 13Стратегия «Зигзаг»
Вся группа делится на четверки, каждый раз разные.
В группе рассчитаться
на 1, 2, 3, 4.
У каждого свой №
Каждый № отвечает за свою часть текста
Затем учащиеся рассаживаются иначе. Все 1 номера – вместе, 2 – вместе и т.д. Эти группы называются экспертными.
Слайд 14Задачи экспертной группы
Изучить материал статьи самостоятельно.
Обсудить его в группе.
Выбрать методы и
приемы для объяснения содержания своего раздела.
Далее эксперты возвращаются в свои «родные» группы и обучают своих товарищей.
Слайд 15«Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы – это вопросы на воспроизведение информации.
«Толстые»
вопросы – это вопросы на понимание «что между строк», а также вопросы на связывание «выхода за рамки текста».
Слайд 16Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
Слайд 17Стратегия «взаимоопрос» - «взаимообучение»
Вариант «взаимоопроса»:
1 ученик высказывает свою точку
зрения, объясняет, почему она такова. Другие слушают и задают вопросы на уточнение.
2 ученик, прежде чем высказать свою точку зрения и пояснить ее, обобщает то, что сказал 1 ученик, и задает вопросы на уточнение.
3 ученик, прежде чем высказаться, обобщает то, что сказали 1 и 2 члены группы.
Следующим этапом этой работы, является графическое
отображение общих мыслей: плакат или рисунок.
Далее идет чтение статьи, где каждый член группы играет
свою определенную роль. В группе каждый по очереди
играет роль учителя, которая требует от него 5 действий.
Слайд 18Роль «учителя»:
Суммирует содержание абзаца.
Придумывает вопросы по тексту и просит на них
ответить.
Объясняет то, что другим осталось неясным.
Дает прогноз возможного содержания.
Дает задание на чтение следующего абзаца.
Слайд 19Роль «ученика»:
Проконтролировать учителя с точки зрения выполнения им своих функций.
Ответить на
вопросы учителя.
Уточнение и встречные вопросы учителю.
Выполнение задания, заданного учителем.
Слайд 20Перекрестная дискуссия
Уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных мнений.
Вопрос должен
быть стержневым по теме.
Форма таблицы
Слайд 21Вывод:
Технология РКМЧП позволяет человеку обработать полученную информацию, преломив ее через собственный
жизненный опыт.
Благодаря этому новая информация легче усваивается и присваивается.