Презентация, доклад по литературе Н.И.Сладков биография, творчество, викторина, кроссворд

Содержание

БиографияНиколай Иванович Сладков Родился 5 января 1920 года в Москве. Его отец былрабочим, а мать занималась домом. В 1929 году семья Сладковых переехала в Ленинград, в Царское Село. Здесь было много старых лесопарков, где будущий писатель

Слайд 1Николай Иванович Сладков 5 января 1920 год – 28 июня 1996

год

Природа — это увлекатель-нейшая книга.
Только начни читать её —
и не оторвёшься.

Н. И. Сладков

Подготовила
воспитатель 1 категории Байденко О.В.

Николай Иванович Сладков  5 января 1920 год –  28 июня 1996 годПрирода — это увлекатель-нейшая

Слайд 2Биография
Николай Иванович Сладков
Родился 5 января 1920 года
в Москве. Его

отец был
рабочим, а мать занималась
домом.
В 1929 году семья Сладковых
переехала в Ленинград,
в Царское Село. Здесь было много старых
лесопарков, где будущий писатель открыл для
себя целый мир, необычайно богатый тайнами
природы. С детства Николай Сладков стал вести
дневник наблюдений. Сюда он заносил все, что
казалось ему интересным.
БиографияНиколай Иванович Сладков Родился 5 января 1920 года в Москве. Его отец былрабочим, а мать занималась домом.

Слайд 3В конце 30-х годов Николай Сладков
приходит в кружок юных
натуралистов

при Зоологичес-
ком институте АН СССР.
Здесь с ребятами занимались
знаменитые зоологи. Этот
кружок часто посещал
известный писатель-натуралист
Виталий Бианки.
После школы
Николай стал студентом
Гидрографического института.

Биография

В.Бианки

В конце 30-х годов Николай Сладков приходит в кружок юных натуралистов при Зоологичес-ком институте АН СССР. Здесь

Слайд 4Биография




Учеба в институте Сладкову нравилась, но 22 июня 1941 года
ее прервала Великая Отечественная война. Осенью 1942 года Николай Сладков окончил Военно - топографическое училище, получил профессию военного топографа и звание лейтенанта. Его направили
на Кавказ.
Биография

Слайд 5

В годы войны и
послевоенные годы
Сладков о многом
рассказывал
в письмах
Виталию Валентиновичу Бианки,
и многие письма превращаются в рассказы.
В ответ от Бианки к Сладкову также аккуратно шли письма. В одном из них, в 1947 году, было сказано так: "Ты будешь писать - это неизбежно". А в 1952-м: «Ты - мой наследник…»

Умер Николай Иванович Сладков
28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

В

Слайд 6Вехи творчества
В 1953 году вышла первая книжка.





Вехи творчестваВ 1953 году вышла первая книжка.

Слайд 7В 1955 году появилась следующая книга- "Птенцы - хитрецы", за нее

автор получил премию на Всесоюзном конкурсе детской книги.




Вехи творчества

В 1955 году появилась следующая книга-

Слайд 8В 1957 году Н.Сладков принимает участие в знаменитой в то время

радиопередаче, организованной
В. В. Бианки.

Вехи творчества

В 1957 году Н.Сладков принимает участие в знаменитой в то время радиопередаче, организованной  В. В. Бианки.Вехи

Слайд 9В 1958 году Сладкова приняли в Союз писателей. Выходят его книжки
Вехи

творчества

и другие. К этим сборникам примыкает сборник магнитофонной записи живых голосов природы - "Охота за голосами", вышедший в 1960г.

В 1958 году Сладкова приняли в Союз писателей. Выходят его книжкиВехи творчестваи другие. К этим сборникам примыкает

Слайд 10Вехи творчества
В 1960 году выходит книга, которую Сладков посвящает памяти "писателя

и человека" В. В. Бианки.



Вехи творчестваВ 1960 году выходит книга, которую Сладков посвящает памяти

Слайд 11Подводная газета
Сладков художественно осваивает новые «территории» и новые, малоизвестные читателю сферы

природы. Так возникла «Подводная газета», жанровым прототипом которой была «Лесная газета» В.Бианки.
Подводная газетаСладков художественно осваивает новые «территории» и новые, малоизвестные читателю сферы природы. Так возникла «Подводная газета», жанровым

Слайд 12
В ней удачно сочетаются обзорные материалы, заметки о событиях под водой,

своеобразная «перекличка» озер, рек, морей, загадки для любознательных и неожиданные отгадки, советы начинающим фотолюбителям. «Подводная газета» начинает ряд «экологических книг» Сладкова.

В ней удачно сочетаются обзорные материалы, заметки о событиях под водой, своеобразная «перекличка» озер, рек, морей, загадки

Слайд 13С 1966 года выходят три книги, которые называют экологическими энциклопедиями:
Вехи творчества

С 1966 года выходят три книги, которые называют экологическими энциклопедиями:Вехи творчества

Слайд 14После долгих путешествий в Африку и Индию Сладков написал книги

После долгих путешествий в Африку и Индию Сладков написал книги

Слайд 15Литературное кредо
Николай Сладков, в своих
книгах старался не только
заинтересовать читателей


тайнами природы, не только
обратить внимание на ее
красоту. Он хотел научить
людей бережно относиться к
природе и жить с ней в ладу,
ведь человек тоже
часть природы.
Сладков одним из первых
начал говорить
Об экологических проблемах природы.

Литературное кредоНиколай Сладков, в своих книгах старался не только заинтересовать читателей тайнами природы, не только обратить внимание

Слайд 16

Завершая одну из
своих книг,
рассказ


путешествие
Сладков написал:





"Давно и пристально мы всматриваемся в природу. Не пора ли заглянуть и в себя? Какими видят нас настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и лесов? Кто мы, властелины Земли? Чего мы хотим? И что мы творим? Глаза в глаза: человек и живая природа..."

Завершая одну из     своих книг, рассказ – путешествие   Сладков написал:

Слайд 17Литературное кредо
Писатель хотел, чтобы дети,
прочитав его книги,
научились своими глазами


видеть необыкновенное в
природе. Через все его
произведения проходят
основные мотивы:

" В лес пойдешь - кого-нибудь да увидишь.
А увидишь - узнать захочешь.
Узнаешь - непременно полюбишь.
А полюбишь - в обиду не дашь.
Уж так человек устроен - что любит,
то и защищает".

Литературное кредоПисатель хотел, чтобы дети, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Через все

Слайд 18Жанры и тематика
Главной темой творчества Н. Сладкова является прекрасная и неповторимая

жизнь природы, жизнь зверей и птиц.

Произведения Н.И.Сладкова относят к научно-познавательной литературе - эта литература призвана донести до читателя специальные знания в общедоступной форме. Она включает в себя произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, описание путешествий и т.д., написанных в различных жанрах.

В книгах Николая Ивановича постоянно соседствуют сказка и быль.

Жанры и тематикаГлавной темой творчества Н. Сладкова является прекрасная и неповторимая жизнь природы, жизнь зверей и птиц.

Слайд 19Однообразие в подаче материала быстро утомляет маленького читателя, поэтому произведениям Сладкова

свойственно жанровое разнообразие:

Жанры и тематика

Научно-познавательная сказка

Сказки-диалоги

Книги-энциклопедии

Новеллы

Отрывки из дневника натуралиста

Книги-картинки

Рассказы

Однообразие в подаче материала быстро утомляет маленького читателя, поэтому произведениям Сладкова свойственно жанровое разнообразие:Жанры и тематикаНаучно-познавательная сказкаСказки-диалогиКниги-энциклопедииНовеллы

Слайд 20Специфика
Н.И.Сладков – писатель-природовед - дает дошкольникам знания о природе в форме

научно-познавательной сказки. Его сказке присущи следующие признаки:








СпецификаН.И.Сладков – писатель-природовед - дает дошкольникам знания о природе в форме научно-познавательной сказки. Его сказке присущи следующие

Слайд 21Специфика
говорящие животные
юмор
диалоги

«Чья проталина»

…- Здр-расте,
уже явилась! Зимой
по вороньим

помойкам
шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!
— Это почему же она твоя? — застрекотала Сорока. — Я первая увидала! — Ты увидала, — гаркнул Грач, — а я о ней всю зиму мечтал…














Спецификаговорящие животныеюмордиалоги  «Чья проталина» …- Здр-расте, уже явилась! Зимойпо вороньим помойкам шастала, а теперь на мою

Слайд 22описание природы
есть главный герой, получающий сведения об окружающем мире
повествование от первого

лица
«Нечеловеческие шаги»
Ранняя весна, вечер, глухое лесное болото.
В светлом сыром сосняке снег ещё кое-где,
а в тёплом ельнике на бугре уже сухо.
Я вхожу в густой ельник, как в тёмный
сарай. Стою, молчу, слушаю. Вокруг
чёрные стволы елей, за ними холодный
жёлтый закат. И удивительная тишина,
Когда слышишь удары сердца и собствен-
ное дыхание. Дрозд на еловой макушке
высвистывает в тишине лениво и звонко.
Свистнет, прислушается, а в ответ ему — тишина… И вдруг в этой прозрачной и затаившей дыхание тишине — тяжёлые, грузные, нечеловеческие шаги!..

описание природыесть главный герой, получающий сведения об окружающем миреповествование от первого лица «Нечеловеческие шаги»Ранняя весна, вечер, глухое

Слайд 23доступность в изложении научной информации

Дрозд и Сова
Слушай, объясни ты мне:
как

сову от филина отличить? — Это смотря какую сову… — Какую сову… Обыкновенную! — Такой совы не бывает.
Бывает сова-сипуха,
сова-неясыть серая, сова
ястребиная, сова
болотная, сова полярная, сова ушастая… — Ну вот ты — какая сова? — Я-то? Я неясыть длиннохвостая. — Ну вот как тебя от филина отличить? — Это смотря от какого филина… Бывает филин тёмный — лесной, бывает филин светлый — пустынный, а ещё рыбный филин бывает… — Тьфу ты, нечисть ночная! До того всё запутали, что и сами, поди, не разберётесь, кто у вас кто! — Хо-хо-хо-хо! Бу!


доступность в изложении научной информацииДрозд и СоваСлушай, объясни ты мне: как сову от филина отличить? — Это

Слайд 24эмоциональность
лаконичность
антропоморфизм
воспитание
нравственности


Его наблюдения над природой объективны, а не иносказательны. В его

отношении к миру - та проникновенность, душевная свобода и ясность мысли, которая свойственна путешественникам, охотникам.

эмоциональностьлаконичностьантропоморфизмвоспитание нравственностиЕго наблюдения над природой объективны, а не иносказательны. В его отношении к миру - та проникновенность,

Слайд 25Иду я по лесу и расстраиваюсь: блокнот забыл!
А в лесу

сегодня, как нарочно, столько разных
событий! Весна всё медлила, медлила, и
вот как прорвало. Выдался наконец тёплый и
волглый денёк, и зима разом рухнула. Дороги
раскисли, снег набряк, голые ольхи в каплях
дождя, тёплый пар шевелится над протали-
нами. Птицы словно из клеток вырвались:
гомон, щебетание и свист. На болоте журавли трубят, над лужами повизгивают чибисы, на вытаявших кочках свистят кроншнепы. Одиночками, группками, стаями летят над лесом дрозды, зяблики, юрки, зеленушки. Новости со всех сторон — успевай только голову поворачивать! Первый дрозд-белобровик пропел, первый кулик-черныш прокричал, первый бекас — лесной барашек — проблеял. Куда девать этакое половодье весенних новостей? Как было удобно: увидел и записал, услышал и записал. Идёшь по лесу и складываешь новости в свой блокнот, как грибы в корзинку. Раз — и в блокнот, два — и в блокнот. Полный блокнот новостей, даже карман оттягивает…
А теперь? Всматривайся, вслушивайся и всё запоминай. Бойся пропустить самую малость, бойся забыть, перепутать, ошибиться. Складывай новости не в блокнот, а в себя…

Забыл блокнот

Иду я по лесу и расстраиваюсь: блокнот забыл! А в лесу сегодня, как нарочно, столько разных событий!

Слайд 26Лесные сказки
Н.И.Сладкова

Лесные сказки Н.И.Сладкова

Слайд 27Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что

ты ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок: — Угадай: кто я? Я ем жуков и муравьёв! Я подумал и твёрдо сказал: — Дятел! — Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей! — Ага! Ты птица осоед! — Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок. — Гусениц и личинок любят дрозды. — А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога. — Тогда ты, наверное, лесная мышь. — И вовсе не мышь. Бывает я сама ем даже мышей! — Мышей? Тогда ты, конечно, кошка. — То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал. — Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок. — Покажусь. Только ты признай себя побеждённым. — Рано! — ответил я. — Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу. — Может, ты цапля? — Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца. — Похоже, что ты куница. — Не говори мне про куницу. Куница — мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы. Я рассердился и крикнул: — Скорей всего ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку! — Сдаёшься? — спросил голосок. Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я… белку! — Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

Загадочный зверь

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто

Слайд 28Литературный анализ
«Непослушные малыши»
Тематика:
о природе, о животном мире.
Жанр:
научно-познавательная сказка.
Признаки

сказки:
Специфика: главные герои животные.
Главный приём сказки о животных – антропоморфизм – очеловечивание животных. Они разговаривают и ведут диалоги.
Главный герой – медведь, получает сведения об окружающем мире, о жизни лесных жителей. Медведь в сказке показан глуповатым, но рассудительным, строгим, но справедливым хозяином леса.

Литературный анализ«Непослушные малыши» Тематика: о природе, о животном мире.Жанр: научно-познавательная сказка.Признаки сказки: Специфика: главные герои животные.Главный приём

Слайд 29

Архитектоника:



Начало - Сидел Медведь на поляне, пень

крошил. Прискакал Заяц и говорит…
Развитие - Пошли Медведь и Заяц по лесам, полям и болотам…
Концовка - Оторвал ты меня, Заяц, без толку от серьёзного дела! Всполошил по-пустому. Всё в лесу идёт как тому и положено: старые старятся, молодые растут. Осень, косой, не за горами, самое время возмужания и расселения. И быть по сему!

Литературный анализ

Архитектоника: Начало - Сидел Медведь на поляне, пень крошил. Прискакал Заяц и говорит…Развитие -

Слайд 30В сказке имеются повторы
действия:
Пошагали Медведь с Зайцем дальше…
Автор использует

глаголы для
усиления действия:
бунтуют, огрызаются, проворчал,
рявкнул.
В этой сказке нет длинных описаний.
Автор прибегает к образным
средствам языка:
Перифраза: длинноухие вместо зайчата; голопузые, короткохвостые, желторотые вместо детёныши;
Эмоционально-оценочная лексика: дяденька, Медведушко;
Ирония: - Подать мне сюда этого киногероя!; - Это что ещё за колобок объявился?

Литературный анализ

В сказке имеются повторы действия: Пошагали Медведь с Зайцем дальше…Автор использует глаголы для усиления действия: бунтуют, огрызаются,

Слайд 31В доступной форме ребёнок узнаёт о летоисчеслении у различных животных, о

жизни и зимовки зверей, о необходимости покинуть «родительский дом».
Не зря сказки Н.И.Сладкова называют сказки-несказки. Читая их, можно узнать
новое о природе,
о животных и их повадках.

Литературный анализ

В доступной форме ребёнок узнаёт о летоисчеслении у различных животных, о жизни и зимовки зверей, о необходимости

Слайд 32
Литературная
Викторина






Литературная   Викторина

Слайд 33ВИКТОРИНА
Есть лесная примета: как Медведь перевернется на другой бок, так солнце

повернёт на лето. Кому же удалось перевернуть медведя?


дятлу
лосю
мышке

ВИКТОРИНАЕсть лесная примета: как Медведь перевернется на другой бок, так солнце повернёт на лето. Кому же удалось

Слайд 34Кто устраивает пляски
над мышиными норками?
заяц
волк

лиса

Кто устраивает пляски над мышиными норками?  заяц волк лиса

Слайд 35Угадай зверя по его меню:" Я ем ос и шмелей, гусениц

и личинок, ем мышей, ящериц, таскаю из птичьих гнёзд яйца"?
осоед
белка
лисица

Угадай зверя по его меню:

Слайд 36Какой зверёк понял, что в лесу не прожить шутя? Шути, шути,

да поглядывай!

Какой зверёк понял, что в лесу не прожить шутя? Шути, шути, да поглядывай!

Слайд 37Кто предложил создать Бюро лесных услуг?
сорока
заяц

волк

Кто предложил создать Бюро лесных услуг?  сорока заяц волк

Слайд 38Как автор назвал холодный курорт в нашей средней полосе?
Кроссворд

Как автор назвал холодный курорт в нашей средней полосе?Кроссворд

Слайд 39Какая птичка получила прозвище Почтальон?

Какая птичка получила прозвище Почтальон?

Слайд 402. Кто решил отдавать зимние долги, кормить своих птенцов мухами да

слепнями, чтобы они малых ребят не кусали?
2. Кто решил отдавать зимние долги, кормить своих птенцов мухами да слепнями, чтобы они малых ребят не

Слайд 413. Кто является главным виновником того, что медведь промочил свои штаны?


3. Кто является главным виновником того, что медведь промочил свои штаны?

Слайд 424. Какой птенчик не узнал свою мать, потому что никогда с

ней не встречался?
4. Какой птенчик не узнал свою мать, потому что никогда с ней не встречался?

Слайд 435. Какой птице было интересно «кто в её домике живёт»?

5. Какой птице было интересно «кто в её домике живёт»?

Слайд 446. Какой месяц судили лесные звери?

6. Какой месяц судили лесные звери?

Слайд 457. Окрас каких птенчиков Сладков сравнил с шапкой-невидимкой?

7. Окрас каких птенчиков Сладков сравнил с шапкой-невидимкой?

Слайд 468. Кого Сладков назвал «водяным волком»?

8. Кого Сладков назвал «водяным волком»?

Слайд 47Как автор назвал холодный курорт в нашей средней полосе?

Как автор назвал холодный курорт в нашей средней полосе?

Слайд 48ЗАГАДКИ
1.Высыпали они крошечные,
с пуговку, и огромные, как
зонты, парочками,
компаниями,

стайками
со шляпками.




2. Только и слышишь:
ядовитая, толстая, пучеглазая.
О ком это так говорят?

грибы

О лягушке

ЗАГАДКИ1.Высыпали они крошечные, с пуговку, и огромные, как зонты, парочками, компаниями, стайками со шляпками.  2. Только

Слайд 493. У ребят от сока этой ягоды губы и руки синие,

Щеки синие, носы синие. Что это за ягода

черника

3. У ребят от сока этой ягоды губы и руки синие,  Щеки синие, носы синие. Что

Слайд 504. Она для обитателей леса,
всё равно, что для нас пакет

с конфетами. Вот
каждый и старается ее
сорвать и до семян
добраться.



5. Растет в лесу гриб –
сказочная Красная Шапочка.
Ядовит он и не съедобен.

мухомор

шишка

4. Она для обитателей леса, всё равно, что для нас  пакет с конфетами. Вот каждый и

Слайд 51Спасибо
за
внимание

Спасибо за внимание

Слайд 52http://sladkov.lit-info.ru/sladkov/about/sorokina-planeta-chudes.htm
http://n-sladkov.ru/
http://www.planetaskazok.ru/drskazotech/lesnyeskazkisladkov?start=14

http://sladkov.lit-info.ru/sladkov/about/sorokina-planeta-chudes.htmhttp://n-sladkov.ru/http://www.planetaskazok.ru/drskazotech/lesnyeskazkisladkov?start=14

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть