Опыт работы по применению
методов и форм арт-терапии в
развивающей и коррекционной работе педагога-психолога ДОО
Педагог-психолог МДОУ Шелангерский детский сад «Родничок»
Бикулова Татьяна Вениаминовна
Слайд 2Актуальность темы.
Актуальность изучения и исследования арт-терапии определяется тем, что в последнее
время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм и моделей и внедрение её приемов в опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении арт-терапии, проанализировать возможности применения приемов арт-терапии и арт-терапевтической техники (методы и формы) в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы арт-терапии
2. Рассмотреть основные техники арт-терапии, применяемые на занятиях с детьми дошкольного возраста
Слайд 3 Арт-терапия – это метод воздействия на
ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Слайд 4В своей работе использую такие виды арт-терапии как:
песочная терапия – сочетание невербальной
формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности;
сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей,
музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в коррекционных целях;
Слайд 5С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей
отражают их истинные чувства, переживания и эмоции.
Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. С помощью песочной терапии очень хорошо развивается мелкая моторика, чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.
Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.
Слайд 10 Изотерапия – это терапия рисованием.
Для
изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми техниками изотерапии.
Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела
Рисование песком
Тестопластика
Монотипия
Штриховка, каракули
Эбру - рисование на воде
Рисование на стекле
Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и др.
Слайд 17 Одним из наиболее эффективных методов в работе с
детьми, является сказкотерапия. Лежащая в основе сказка, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Она вызывает у ребенка удивление, желание познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости детям.
Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Слайд 22МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Ни для кого не секрет, что музыка оказывает
на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Слушая такую музыку дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.