Слайд 1Природный материал в детском творчестве
Слайд 2 Природный материал – это «сокровища», которые дети охотно
собирают, с большим интересом рассматривают во время прогулок и экскурсий. Работа с природными материалами развивает воображение ребенка, его творческую фантазию, обогащает его восприимчивость к прекрасному и углубляет знания о природе.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, фантазия, которая поведет вас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания, творчества.
Слайд 3Для достижения лучшего результата при сборе и хранении природного материала следует
использовать ряд несложных правил.
• Цветы и листья нужно собирать на пике их цветения.
• Цвет неизбежно утратит насыщенность, поэтому ищите
наиболее ярко окрашенные экземпляры.
• Не следует собирать растения в полиэтиленовые пакеты,
поскольку в них создаётся повышенная влажность –
благоприятная среда для размножения микробов. Лучше всего
собирать в бумажные пакеты.
• Самым неудачным временем для сбора цветов является середина
дня, когда растения содержат максимальное количество влаги,
избавиться от которой цветок может, если на час или два
поместить его в вазу с водой. А лучше всего собирать растения до
наступления полудня, когда роса уже испарилась.
• Цветы собирают в сухие дни (до полудня), отдавая предпочтение
недавно раскрывшимся бутонам.
Слайд 4• После сбора материала немедленно приступайте к его сушке.
• Наиболее эффективным
для сохранения цвета и формы считается использование микроволновой печи.
• Засушенные запасы следует хранить в сухом месте, избегая высокой влажности и прямого попадания солнечного света.
• Сосновые шишки после сбора нужно разложить на пергаментной бумаге или фольге и прогреть их при низкой температуре в духовке.
• Ракушки освободите от живых организмов, прокипятив их в течение нескольких минут, остатки вытащите пинцетом. Или другой способ: можно предварительно заморозить ракушки на ночь. А после того как ракушки оттают, используйте способ, описанный выше.
• Очистить ракушки можно в растворе белизны и воды из расчёта 1:1. Оставьте в нём ракушки до тех пор, пока верхний слой (словно покрытый кожицей) не сотрётся.
Слайд 5• Листья подбираются листок к листочку и высушиваются в
старых журналах.
При необходимости листья можно
разгладить горячим утюгом.
• Семена разных растений: крылатки клёна и ясеня, арбуза,
тыквы, дыни, подсолнуха, косточки фруктов, – промываются и
высушиваются, а затем сортируются по картонным
коробочкам.
• Камешки и ракушки промываются, сушатся и при желании
покрываются лаком или акриловой краской.
• Яичная скорлупа промывается и сушится.
• Тополиный пух очищается от мусоринок, листвы и пыли с
помощью вычесывания.
• Просушенные сокровища раскладываются по видам,
размерам и хранятся в ”дышащих” ёмкостях: бумажных
пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках.
Слайд 6Как сушить листья
Как сушить листья
Слайд 7Можно засушить и пушистый шарик одуванчика. Для этого одуванчики срывают ранним
утром, когда соцветия еще закрыты. Внутрь стебля вставляют тонкую проволоку, чтобы придать цветку прочность, и опускают каждое соцветие в кипящую воду. Потом цветы нужно подвесить вниз головками в сухом помещении до высыхания. Когда
одуванчики высохнут, они сами раскроются.
Полезно знать растения, которые достаточно стойко переносят засушивание. К ним относятся тюльпаны, георгины, золотые шары, пионы, гвоздики Шабо, красный мак и шиповник.
Слайд 8Аппликационные работы из природных материалов могут быть сделаны из:
1) Соломы
- это необычно привлекательно: они отливают золотом, перламутром и они прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Учащиеся легко справляются с предметной аппликацией из соломы.
2) Засушенных листьев, цветов: это очень оригинальные композиции из стручков акации, из соломки, крупы, веточек цветов.
3) Аппликации могут быть сделаны из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек, камушек и т.д.
Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно
развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие,
художественный вкус. Занятия с растениями способствуют
воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней
отношения.
Слайд 9Работа с косточками и семечками.
Работа с косточками и семечками воспитывает усидчивость,
аккуратность, внимательность, терпение, развивает воображение,
эстетический вкус, чувство меры, закрепляет понятие
трехмерности предметов, навыки передачи объема предмета.
Подготовка материала. В работе можно использовать семена и
косточки всех овощей и фруктов, а также арбуза. Особой
подготовки перед работой косточки и семена не требуют, кроме
абрикосовых косточек (некоторые сорта), семян арбуза и дыни. Их
необходимо хорошо промыть, просушить, так как плохо
просушенные семена могут покорежиться в работе или покрыться
плесенью.
Наклеивают семечки, косточки клеем ПВА на картон, фанеру,
ДВП.
На выполненную работу после высыхания можно нанести
гуашевые краски или оставить не раскрашенными. После полного
высыхания работу покрыть лаком по дереву.
Слайд 10Советы:
у абрикосовых косточек клей наносят на выпуклую часть;
у скорлупок ореха
(фисташек, грецкого ореха) клей наносят на половину косточки;
семена перца насыпают щепоткой на нанесенный клей;
для винограда косточки раскрашивают заранее.
Работы, выполненные в этой технике,
поражают оригинальностью
и яркостью. Привлекает их объемность.
Дети знакомятся с рельефом, учатся
передавать объем, фактуру.
Слайд 11Виды опилок и подготовка их к работе.
С опилками приятно работать (они
пахучие, легкие, пушисто-колючие) и полезно для развития тактильных ощущений.
В работе можно использовать мелкие, средние и крупные древесные опилки, а также древесную стружку.
Цвет опилок зависит от древесины и может быть от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Если использовать опилки природного цвета, то особой подготовки к работе они не требуют.
Чтобы получить цветные, опилки можно смешать с акварельной краской во время работы или предварительно окрасить гуашевыми красками.
Слайд 12Для предварительного окрашивания опилок необходимо:
небольшие блюдца (или листы бумаги);
стаканчики
(баночки из-под гуаши и др.) для каждого цвета;
гуашевые краски;
палочка (ложечка или стека) для перемешивания красок.
Гуашевые краски разводят водой в стаканчике,
добавляют опилки, тщательно перемешивают палочкой
и оставляют на 15-20 минут. Окрашенные опилки
выкладывают в миску и дают просохнуть.
Заготовленные опилки раскладывают по цветам в
коробочки.
Слайд 13При работе с опилками необходимы материалы:
клей ПВА,
цветной картон,
кисточка
для клея,
кисточка для красок,
краски гуашевые,
краски акварельные.
Слайд 14Приемы работы с опилками.
При работе с опилками натурального цвета в
графической
технике формируются технические навыки
и умения (техника рисования): формообразующие
движения и регуляция движений по силе, размаху и
скорости.
На цветном картоне выполняют рисунок карандашом. По
карандашному рисунку наносят клей ПВА (или по представлению
без наброска рисуют клеем ПВА). Наносить клей необходимо
частями и сразу посыпать рисунок опилками, держа их подушеч-
ками пальцев (щепоткой), при этом выполняя потирающие
движения пальцами («посолить»).
Лишние опилки стряхивают в коробочку или на лист бумаги. После
чего продолжают работу.
По выполненному рисунку натуральными опилками можно, когда он
просохнет, нанести акварельные краски с помощью кисточки.
Слайд 15С цветными опилками работают только по предварительному
рисунку: опилки наносят на
рисунок на клеевые «мазки», передают
цвет и объем, форму предмета или особенность изображения.
Цветные опилки можно смешивать в работе как краски (желтые
с синим — издалека выглядит как цвет морской волны). Можно
наносить опилки на акварельный рисунок, не давая ему хорошо
просохнуть.
Крупными опилками и стружкой работают в технике аппликация
без окрашивания, а также с предварительным окрашиванием.
Стружку можно использовать и для оформления рисунка — в
качестве рамки, и тогда работа приобретает законченность.
Выполнять рисунки опилками можно в любом жанре. Работать ими
интересно и полезно.
Во время работы развиваются воображение, фантазия,
эстетический вкус, представление о предмете, а также чувство
цвета, объема, размера.
Слайд 16Аппликации из бересты
Из стародавних времен идет слава о красоте березы. А
кроме того береза – незаменимый материал для многих
мастеров. И самое ценное в ней, конечно, береста –
верхний слой коры.
Прежде чем приступить к изготовлению работ из
бересты, надо научиться ее собирать и обрабатывать.
Кору березы рекомендуется снимать с повалившихся или
спиленных деревьев. Самой хорошей берестой считается та,
которая имеет ровную поверхность (толщиной 1 мм), с
небольшими чечевичками.
Собирать бересту лучше всего весной или в начале лета –
с 10 мая по 15 июня.
Слайд 17Способы снятия бересты
Пластовой способ. Со ствола дерева срезается пласт
определенной длины.
Этот пласт следует почистить,
промыть водой, высушить, положить под груз.
Подготовленную бересту можно использовать как
основу для аппликации или картины.
Ленточный способ. Со ствола снимается лента по
спирали. Длина ленты может быть различной – от
нескольких сантиметров до одного метра.
Из подготовленных лент выполняют сумки, коробы.
Сколотень (берестяной цилиндр). Береста снимается
со ствола дерева трубкой.
Такие берестяные трубки служат основой для туесов.
Собранная и обработанная береста может храниться несколько лет.
Пласты бересты укладывают в стопки, прослаивая листами
фанеры, сверху ставят груз.
Берестяные ленты хранят в рулонах.
Слайд 18Аппликации из соломы
Солома – это невероятно популярный
материал
для поделок. Он легко поддается
обработке, а сами соломенные изделия
отличаются красотой и привлекательностью.
Аппликации из соломы открывают большой
простор для творческого развития ребенка.
Для создания композиций лучше всего
подходит солома хлебных злаков – пшеницы,
ржи, ячменя и овса.
Можно использовать дикорастущие растения –
мятлику, тимофеевку и т.п.
Слайд 19Заготовка соломы
Солома заготавливается после созревания растений, когда они
приобретают характерный золотистый оттенок. Для обработки
пригодна нижняя и средняя часть злаков, которую следует срезать
вместе с узлами.
Далее сухие стебли необходимо разрезать по узлам на кусочки –
так проще хранить материал.
Поломанная и смятая комбайном солома для работы не
подходит.
Теперь солому следует подготовить – превратить трубочки в
плоские ленты.
Ленты можно получить двумя способами: горячим и холодным.
Горячий способ. Отберите ровные и круглые стебли, отрежьте узлы и
положите их на 1,5-2 часа в горячую воду для распаривания. Как только
солома размягчится, разрезайте трубочки вдоль стебля и разглаживайте
их горячим утюгом на газете. Соломенные ленты станут более
эластичными и широкими, в работе более податливыми.
Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в
стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот
способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще
большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.
Слайд 20Тонирование соломы.
Коричневые и темно коричневые оттенки соломы получаются
в
результате довольно длительного выдерживания под горячим
утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на
большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них
ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на
него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом).
Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга
и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким
способом.
Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате
опускания ее в отбеливатели (перекись водорода или персоль). В
растворе персоли можно кипятить.
Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-
золотистый, а в марганцовокислом калии розоватый оттенки.
Для окраски соломы в яркие тона - красный, синий и др. - применяются
анилиновые красители, которыми красят ткани.
Для окраски соломы можно применять и морилку.
Слайд 21Подготовка к занятию.
Занятие предполагает наличие клея (обычно используется клей ПВА, т.к.
он не
оставляет после себя каких-либо заметных следов, то есть почта прозрачный после
высыхания), поэтому желательно рабочее место застелить бумагой, для предохранения
ваших столов.
2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не
более миллиметра) палочка или спица для нанесения малого объема клея.
3. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей. Это не заменимая ни чем
принадлежность - руки остаются чистыми от клея.
4. Ножницы - желательны не тугие и с прямыми концами. Также могут понадобиться и
полукруглые ножницы.
5. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.
6. Калька для приклеивания соломенных лент.
7. Для фона вам потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон,
бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-
зеленым, коричневым или подобрать подходящий лист шпона.
Кроме всего этого оборудования вам понадобятся альбомы, с цветными и простыми
карандашами. В альбомах делаются записи, зарисовки, наклейки и все то что
необходимо вам для последующих работ.
Слайд 22Поделки из семян
Поделки из семян - изделия ручного творчества
с применением семян
фруктов, овощей, деревьев, а также различных круп.
Семена и крупы, являясь экологическим материалом, могут быть очень
привлекательны в своей естественной красоте. Они имеют различный
размер, различную фактуру, окраску. Кроме того, в окраске одного
семени могут быть естественные вкрапления другого цвета, что делает
простое семечко очень привлекательным в изделии.
Поделки из семян - замечательное совместное занятие с детьми, так
как при этом не только раскрывается творческий потенциал детей, но и
красота мира и природы, проявляющаяся в простых и доступных
вещах.
Очень красивы семена ясеня, клена, арбуза, дыни, огурца, кабачка,
подсолнечника, тыквы, различных полевых и садовых цветов. Для
создания поделок часто используется фасоль различных сортов. Она
имеет различную окраску и различную форму. Часто используются
крупы: гречка, рис, пшено, горох, чечевица. Можно использовать овес,
рожь и пшеницу. Хорошо смотрятся косточки вишни, яблок, слив,
апельсинов, айвы, груш и др.
Слайд 23Необходимые материалы и инструменты
Семена растений можно также окрашивать в различные цвета,
используя гуашевые и акриловые краски. Иногда можно использовать и акварель.
Кроме того, готовое изделие часто покрывается бесцветным лаком. Так оно приобретает законченный вид и становится более защищенным от влаги и повреждений.
Заготавливать семена растений лучше летом и осенью. Семена хорошо просушите и храните в закрытой банке, избегая попадания влаги.
Для панно из семян часто необходима основа: цветной или белый картон, лист фанеры или деревянная доска.
Для создания декоративных емкостей подберите небольшие жестяные баночки.
Подойдут также стеклянные банки и бутылки, пластмассовые цветочные горшки и многое другое.
Кроме того, для работы понадобится клей «Момент» для приклеивания семян, нож, ножницы, простой карандаш.
Для создания мозаики из семян может использоваться не только клей, но и пластилин, с помощью которого семена крепятся к основе.
Слайд 24Антонова Елена Анатольевна
Спасибо за внимание