Слайд 1Величины, с которыми знакомятся дошкольники, и их характеристики
Рончка Кристина Викторовна
Воспитатель 1
категории
Слайд 2Цель дошкольной подготовки
познакомить детей со свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя
те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с
принципом измерения
величин.
Слайд 3Величины, с которыми знакомятся дошкольники, и их характеристики
Длина - это характеристика
линейных размеров предмета.
Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением или наложением (совмещением).
При этом всегда можно либо приблизительно, либо точно определить, «на сколько одна длина больше (меньше) другой».
Слайд 4На фото показано, как дети измеряю длину ленты, полоской меньшей длины
Слайд 5ВЕЛИЧИНЫ, С КОТОРЫМИ ЗНАКОМЯТСЯ ДОШКОЛЬНИКИ, И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса - это физическое
свойство предмета, измеряемое с помощью взвешивания. Кроме взвешивания, массу можно приблизительно определить прикидкой на руке («барическое чувство»).
Слайд 6Этапы знакомства дошкольников с понятием величины
Площадь - это количественная характеристика фигуры,
указывающая на ее размеры на плоскости. Для измерения площади в качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру (без зазоров). В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя этот термин, с помощью наложения палеток. И, визуально, путем сопоставления занимаемого ими места на столе, земле.
Слайд 7Величины, с которыми знакомятся дошкольники, и их характеристики
Емкость - это характеристика
мер жидкости.
Время - это длительность протекания процессов. Время - это процесс, который не воспринимается ребенком в отличие от массы или длины, его нельзя потрогать или увидеть. Инструментом
измерения
времени являются
календарь и часы.
Слайд 8Этапы знакомства дошкольников с понятием величины
1этап. Выделение и распознавание свойств и
качеств предметов.
Сравнивать без измерения можно:
длину (на глаз, приложением и наложением),
массу (прикидкой на руке),
емкости (на глаз),
площади (на глаз и наложением),
время (ориентируясь на какие-то
внешние признаки этого процесса:
времена года различаются по
сезонным признакам в природе,
время суток - по движению солнца).
Слайд 9Этапы знакомства дошкольников с понятием величины
2-й этап. Сравнение величин с использованием
промежуточной мерки.
Мера может быть произвольно выбрана ребенком из окружающей действительности (для емкости - стакан, для длины - кусочек шнурка, для площади - тетрадь).
До изобретения общепринятой системы мер человечество активно пользовалось естественными мерами - шаг, ладонь, локоть.
В качестве метки может быть
использован любой предмет –
палочки, фигурки, пуговицы, кубики.
Слайд 10Этапы знакомства дошкольников с понятием величины
3-й этап. Знакомство с общепринятыми стандартными
мерами и измерительными приборами (линейка, весы, часы и т. д.).
Слайд 11Знакомство с календарем
Педагог организует беседу: какую единицу измерения времени образуют четыре
сезона? (Год.),
Сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом сезоне. Всего в году 12 месяцев, и для того, чтобы легче было определять месяц и число, люди придумали календарь.
Календарь - это вот такая
таблица, где выписаны все
месяцы и обозначено, сколько
в каждом месяце дней.-
Какие бывают календари?
Слайд 12Представление о сутках и о неделе
Уточнять содержание понятия сутки.
Способ выполнения беседа:
Назовем такую последовательность - утро, день, вечер, ночь... Скажите, как это назвать одним словом? (Сутки.)
Время, которое проходит от утра до утра следующего дня - это сутки.
Примечание. Начало суток для детей
этого возраста и уровня развития
лучше соотносить с утром.
Психологически для них день
начинается утром и заканчивается,
когда они ложатся спать.
Слайд 13представление о сутках и часах
Учить применять знания о частях
суток, познакомить с часами.
Педагог предлагает игровые ситуации:- Как вы думаете, для чего нужно помнить название частей суток?
(Чтобы назвать, какое сейчас время суток.) А еще?
Слайд 14Вот представьте себе,
Однажды договорились Незнайка с Гунькой рыбу ловить:
в пять часов решили встретиться. Гунька всю ночь не мог спать, боялся проспать! Прибегает к условленному месту, а Незнайки еще нет. Ждал Гунька, ждал, не дождался. Прибегает к Незнайке, а тот спит. Рассердился Гунька, а Незнайка удивляется: чего сердиться - до пяти часов еще сколько ждать: и выспаться успеешь, и погулять, и еще уйму дел сделать!
Слайд 15Педагог выставляет на фланелеграфе модель часов со стрелками, поставленными на 5
часов.
Как выдумаете, уже время пить чай или еще можно спать? На дворе раннее утро или уже вечер? Как люди отличают показания часов?
Вывод. Если не добавлять слова, указывающие на время
суток, будет трудно
договариваться между
собой.
Слайд 16Знакомство с названиями дней недели.
Педагог предлагает послушать загадку:
Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом. Попрощается последний, появляется вновь первый.-
О каких братцах идет речь?
Что такое неделя?
(Неделя - семь дней.)
Слайд 17Педагог помогает детям назвать дни недели. Побуждает прислушаться к слову и
подсказывает, как объяснить его происхождение там, где это ясно по смыслу слова
Вторник - второй.
Среда - средний, середина.
Четверг - четвертый.
Пятница - пятый.
Затем педагог объясняет названия:
понедельник - первый «по неделе», по
ходу недели,
суббота - «саббат», отдых в
переводе с древнего еврейского,
день отдыха в те времена.
Слайд 18Календарь, неделя, месяц.
Научить выделять недели в структуре календаря
и соотносить их со
структурой «месяц».
Внимание детей обращают на то, что все
календари построены так, что сразу видна неделя
(столбик) и сразу видно, сколько полных недель в
месяце (4 столбика - 4 недели).-
Что значит «полная неделя»?
(От понедельника до воскресенья.)
Слайд 19Задание
По календарю определить, сколько полных недель в этом месяце,
в следующем.-
Найдите месяц, в котором столько же полных недель.
Месяц, в котором 4 понедельника, 5 понедельников.
Месяц, в котором 5 воскресений.
Может ли быть 6 воскресений? 6 суббот? 6 понедельников?
Попробуйте определить,
какой день был пятого числа
этого месяца?
Какой день будет 8 Марта?
1 Мая? 1 сентября?
Слайд 20Знакомство с часами.
Учить ориентироваться в показаниях часов со стрелками.
Какие виды часов вы знаете? (Песочные, солнечные, механические, электронные.)
Рассказ об истории возникновения часов. Сегодня мы будем учиться определять время по механическим часам. Но сначала сделаем себе часы. Дети вырезают из заготовленного заранее печатного листа часовой круг
и приклеивают его на картон.
При выборе стрелок обращают
внимание на их длины и их роль.
Слайд 21Ориентируясь на настоящие часы (с арабским циферблатом), дети выбирают стрелки и
подписывают цифры на своих моделях
Затем педагог показывает несколько основных положений стрелок (12 часов, 3 часа, 6 часов, 9 часов), дети воспроизводят их на своих моделях. Затем дети ставят время по указанию педагога: 5 часов, 7 часов и т. д. Обратное задание: Который час?
(6 часов, 10 часов, 4 часа
Работа проводится только
с целыми часами, отмечается
положение стрелок.