Презентация, доклад по детской литературе на тему Константин Дмитриевич Ушинский - великий педагог и детский писатель (3 курс)

Содержание

Страницы биографииРодился в Туле, где служил в то время его отец.После назначения отца судьей вся семья перебралась в небольшой городок Новгород-Северский Черниговской губернии, где прошли детские и юношеские годы Ушинского.Дом в Туле, в котором жила

Слайд 1Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог и детский писатель (1823 – 1870)
Методический

материал к занятию
Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог и детский писатель (1823 – 1870)Методический материал к занятию

Слайд 2 Страницы биографии
Родился в Туле, где служил в то время его

отец.

После назначения отца судьей вся семья перебралась в небольшой городок Новгород-Северский Черниговской губернии, где прошли детские и юношеские годы Ушинского.

Дом в Туле, в котором жила семья Ушинских

Дом в Новгород-Северском

Страницы биографииРодился в Туле, где служил в то время его отец.После назначения отца судьей вся семья

Слайд 3 Родители
Отец К. Д. Ушинского
Дмитрий Григорьевич Ушинский происходил из обедневших

дворян. Много лет служил в русской армии, ветеран Отечественной войны 1812 года. Был преподавателем военного корпуса.

Мать К. Д. Ушинского
Любовь Степановна Ушинская (Капнист) сама руководила первоначальным обучением сына, пробудив в нем любознательность и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет. О ней он сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания.

РодителиОтец К. Д. Ушинского Дмитрий Григорьевич Ушинский происходил из обедневших дворян. Много лет служил в русской

Слайд 4 Страницы биографии
Здание гимназии
Московский университет
К.Д.Ушинский учился в Новгород-Северской

гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей.

После окончания гимназии в 1840 г. Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 г., сдал магистерский экзамен и получил степень кандидата юриспруденции.

Страницы биографии   Здание гимназииМосковский университетК.Д.Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много

Слайд 5 Преподавательская деятельность
В 1846 году стал преподавать в Ярославском юридическом лицее.

По рассказам бывших студентов, К. Д. Ушинский увлекательно излагал свои лекции по государственному праву. В 1850 г. был вынужден уйти в отставку. Через 1,5 года переезжает в Петербург.

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

Преподавательская деятельностьВ 1846 году стал преподавать в Ярославском юридическом лицее. По рассказам бывших студентов, К. Д.

Слайд 6 Преподавательская деятельность
В 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов Смольного

института благородных девиц. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

Ушинский смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.

Преподавательская деятельностьВ 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Девушек воспитывали в

Слайд 7 Пребывание за границей
В 1862 году Ушинский был направлен на пять

лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

г. Вена в Швейцарии (на Женевском озере), где жил и лечился Ушинский

Пребывание за границейВ 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и

Слайд 8 Учебные книги
За границей в 1864 году Ушинский написал и издал

учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир» (1861).
Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.
Более того, он написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей».
Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день.
Учебные книгиЗа границей в 1864 году Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также

Слайд 9Последний главный научный труд
«Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он

начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Также в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.
Последний главный научный труд«Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый

Слайд 10Могила Ушинского в Киеве на территории Выдубицкого монастыря
Памятник К.Д.Ушинскому перед главным

зданием РГПУ имени А.И.Герцена на наб.р. Мойки, 48
Могила Ушинского в Киеве на территории Выдубицкого монастыряПамятник К.Д.Ушинскому перед главным зданием РГПУ имени А.И.Герцена на наб.р.

Слайд 11Система взглядов Ушинского
как педагог-философ, отчетливо понимал, что педагогика может базироваться

только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания;
как теоретика воспитания его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека;
как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые составили эпоху в детской педагогической литературе;
как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли);
как школовед выдвинул программу преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования;
как историк педагогики изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др.
Система взглядов Ушинского как педагог-философ, отчетливо понимал, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном

Слайд 12«Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как

Ломоносов – наш первый народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

(Друг и соратник
Л.Н.Модзалевский)

«Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш первый народный ученый,

Слайд 13Произведения для детей

Произведения для детей

Слайд 14Рассказы о животных
«Бишка»
«Васька»
«Петушок с семьей»
«Лиса Патрикеевна»
«Уточки»

«Курица и утята»
«Бодливая корова»
Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы.
Рассказы о животных «Бишка» «Васька» «Петушок с семьей» «Лиса Патрикеевна» «Уточки» «Курица и утята» «Бодливая корова»

Слайд 15Рассказы о детях
«Четыре желания»
«Утренние лучи»
«Умей обождать»
«Дети в

роще»
«Трусливый Ваня»
«Вместе тесно, а врозь скучно»
«Сила не право»
Произведения отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни, тактично подсказывают, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут помешать в дальнейшем.
Рассказы о детях «Четыре желания» «Утренние лучи» «Умей обождать» «Дети в роще» «Трусливый Ваня» «Вместе тесно, а

Слайд 16Познавательные рассказы
«Как рубашка в поле выросла»
«История одной яблоньки»
«Проказы

старухи-зимы»
«Гадюка»
«Лес и ручей»
«В лесу летом»

Обогащение ребенка разнообразными знаниями естественно-научного характера с целью постижения живого, окружающего мира.

Познавательные рассказы «Как рубашка в поле выросла» «История одной яблоньки» «Проказы старухи-зимы» «Гадюка» «Лес и ручей» «В

Слайд 17Сказки
«Козлятки и волк» (обработка р.н.с.)
«Колобок» (обработка р.н.с.)
«Не плюй

в колодец – пригодится воды напиться» (обработка р.н.с.)
«Мужик и медведь» (обработка р.н.с.)
«Сивка-бурка» (обработка р.н.с.)
«Слепая лошадь» (литературная сказка)
Использует известные фольклорные сюжеты. Близость к фольклору подкрепляет традиционными зачинами: «Жили-были на одном дворе Кот, Козел да Баран»; «Жили старичок со старушкой, и жили они в большой бедности»; «Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий – Иванушка-дурачок»…


Сказки «Козлятки и волк» (обработка р.н.с.) «Колобок» (обработка р.н.с.) «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

Слайд 18 Ушинский придавал большое значение языку своих произведений. «Старался

излагать избранные… предметы языком простым», но никогда не подделывался под детский лепет.
Родной язык считал «величайшим наставником» и великим учителем, который «учит удивительно легко».
Язык рассказов Ушинского признан образцовым ,т.к. соответствовал принципам высокого искусства и принципам педагогики.
«Знания, усвоенные умом, развивают ребенка, а язычное умение может воспитать пустых говорунов». (К.Д.Ушинский)


Ушинский придавал большое значение языку своих произведений. «Старался излагать избранные… предметы языком простым», но

Слайд 19Заключение
..Ушинский принадлежит не только прошлому: он продолжает жить и в

нашей современности. Идеи создателя "Детского мира", "Родного слова", "Педагогической антропологии" сохраняют по сей день свою творческую силу.

В. П. ПОТЕМКИН
Заключение ..Ушинский принадлежит не только прошлому: он продолжает жить и в нашей современности. Идеи создателя

Слайд 20Литература
Арзамасцева И.Н., Николаева С.Н. Детская литература. – М.: Академия, 2011.
Детская литература

/Под ред. Е.О.Путиловой. – М.: Академия, 2008.
Биография знаменитостей. Режим доступа: www.peoples.ru
Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Педагогическая энциклопедия. Режим доступа: www.pedagogic.ru
Русский биографический словарь. Режим доступа: www.rulex.ru






ЛитератураАрзамасцева И.Н., Николаева С.Н. Детская литература. – М.: Академия, 2011.Детская литература /Под ред. Е.О.Путиловой. – М.: Академия,

Слайд 21Контактная информация
Сорока Наталья Павловна, преподаватель детской литературы
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

E-mail:

soroka_1951@mail.ru

Спасибо за внимание!
Контактная информацияСорока Наталья Павловна, преподаватель детской литературыСПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»E-mail: soroka_1951@mail.ruСпасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть