Слайд 1
Читательская компетентность
Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка
к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Слайд 2Цель работы в этом направлении: формирование читательской компетентности.
Задачи- научить:
осознанно, правильно, выразительно
читать;
извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
самостоятельно выбирать книги для чтения;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
самостоятельно выбирать книги для чтения.
Слайд 3Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
Слайд 41.Формирование навыка чтения
Умение читать вслух и про себя, владение основными видами
чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
Слайд 52. Начитанность
Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений,
представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.
Слайд 63. Умения работать с книгой
Определение и выбор книг по жанрам,
авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.
Слайд 74. Навыки и умения собственно читательской деятельности,
обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование)
и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
Слайд 8Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
подготовительный
начальный
основной
заключительный
Слайд 9Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом
этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Слайд 10 Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития
и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Слайд 11Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего
читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Слайд 12Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и
интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.