Презентация, доклад опыта работы учителя по теме: Реализация исследовательского метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

Содержание

Описание опыта работы по теме:Реализация исследовательского метода обучения на уроках русского языка в начальной школеЛачугина Ольга Анатольевнаучитель начальных классовМОУ Новоульяновской СШ №1

Слайд 1«Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является, скорее «открытие»,

нежели «обучение»
Маршал Маклюэн

«Открытие» окрыляет
ребёнка,
ведь дети выступают
не как исполнители,
а как творцы.

«Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является, скорее «открытие», нежели «обучение»

Слайд 2Описание опыта работы по теме:
Реализация исследовательского метода обучения на уроках русского

языка в начальной школе

Лачугина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ Новоульяновской СШ №1

Описание опыта работы по теме:Реализация исследовательского метода обучения на уроках русского языка в начальной школеЛачугина Ольга Анатольевнаучитель

Слайд 3 Актуальность
Сегодня умения и

навыки исследовательского поиска требуются не только научным работникам, но и каждому человеку.

«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Г. Спенсер

«Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, ещё большие изменения произошли в способах изучения нового»
С. Пойперт

АктуальностьСегодня умения и навыки исследовательского поиска требуются не только

Слайд 4
Учебная деятельность
это деятельность ученика, связанная,
с одной стороны,

с освоением
культурных ценностей общества
(предметных, надпредметных и
метапредметных знаний и умений), а с
другой стороны – с формированием
способностей к самоизменению и реф-
лексии, обеспечивающих адекватное
самоопределение и успешную
самореализацию человека в жизни
Учебная деятельность это деятельность ученика, связанная,  с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных,

Слайд 5Главная задача учителя-
организовать учебную деятельность так, чтобы у учащихся

возникла потребность в осуществлении преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Главная задача учителя-  организовать учебную деятельность так, чтобы у учащихся возникла потребность в осуществлении преобразования учебного

Слайд 6
Характерной чертой исследователького метода обучения является способность ученика организовывать предстоящую

деятельность, быть ее субъектом

Характерной чертой исследователького метода обучения является  способность ученика организовывать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Слайд 7Исследовательский метод
это метод привлечения обучающихся к самостоятельным, непосредственным наблюдениям, на

основе которых они устанавливают связь предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности


Исследовательская деятельность-
это деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской
задачи с заранее неизвестным
решением

Исследовательский метод  это метод привлечения обучающихся к самостоятельным, непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связь

Слайд 8Особенности исследовательского метода
Интеллектуальное
развитие –
обеспечивает
осознание,
глубину, прочность
знаний
«Не мыслями надо
учить, а

учить
мыслить»

Развитие
критического
мышления-
знания
превращаются в
убеждения

Сочетание разно-
образных типов и
видов
самостоятельных
работ

Индивидуальный
подход

Связь обучения с
жизнью

Высокая
эмоциональная
активность

Особенности исследовательского методаИнтеллектуальное развитие – обеспечивает осознание,глубину, прочностьзнаний«Не мыслями надоучить, а учить мыслить»Развитие критического мышления-знанияпревращаются в убежденияСочетание

Слайд 9Ведущая идея
Знания не передаются в готовом виде, а приобретаются ими в

условиях проблемной ситуации.
Систематическое применение исследовательского
метода не только
развивает учебную
деятельность, но
и повышает
качество образования.

Ведущая идеяЗнания не передаются в готовом виде, а приобретаются ими в условиях проблемной ситуации.Систематическое применение исследовательского

Слайд 10Самостоятельность
Исследовательский
метод

Чтобы процесс
обучения был
более
эффективным
необходимо
придать творческий
характер

Сам процесс иссле-
дования языковых


единиц, основывается
на естественном
поведении
ребёнка


«Ребёнок от природы не имеет душевной лености, но любит самостоятельную деятельность, хочет всё делать сам» К.Ушинский

СамостоятельностьИсследовательский методЧтобы процесс обучения был болееэффективнымнеобходимо придать творческийхарактерСам процесс иссле-дования языковых единиц, основываетсяна естественном поведенииребёнка«Ребёнок от природы

Слайд 11Технология опыта
Дети:
преобразуют информацию в знания;
наблюдают над определённым материалом;
сравнивают, выявляют проблему(или противоречие);
обнаруживают

общее и различие у языковых единиц;
выявляют существенные признаки понятия;
обобщают и делают вывод(определение) при ненавязчивой помощи учителя, т.е. «открывают»для себя «новое»;
сравнивают выведенное понятие с формулировкой, данной в учебнике.







Технология опытаДети:преобразуют информацию в знания;наблюдают над определённым материалом;сравнивают, выявляют проблему(или противоречие);обнаруживают общее и различие у языковых единиц;выявляют

Слайд 12
Исследовательские
умения
Развитие исследовательских
умений
Ставить
цель
Задавать
вопросы
Делать


выводы

Классифици-
ровать


Наблюдать

Давать
определения
понятиям

Видеть
проблему

Исследовательские    умения Развитие исследовательских уменийСтавить цельЗадавать вопросыДелать выводыКлассифици-   роватьНаблюдать

Слайд 13

Сформулируйте вопросы, ответив на которые получится связанный

рассказ о предложении ( имени существительном, о составе слова, об однокоренных словах)
Сформулируйте вопросы, ответив на которые получится связанный рассказ о предложении ( имени существительном, о

Слайд 14

Прочитай рассуждение, дополни недостающую часть. Запиши.
Все

планеты Солнечной системы вращаются вокруг солнца. Марс – планета Солнечной системы, значит ….
Имена собственные пишутся с большой буквы. Слово Волга – имя собственное, следовательно….
Прочитай рассуждение, дополни недостающую часть. Запиши. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг солнца. Марс

Слайд 15Подлежащее
Второстепенные члены
Дополнение
Предложение
Обстоятельство
Главные члены
Сказуемое
Определение
Окончание










Заполните схему:

ПодлежащееВторостепенные членыДополнениеПредложениеОбстоятельствоГлавные членыСказуемоеОпределение ОкончаниеЗаполните схему:

Слайд 16


Памятка юного исследователя
Наблюдаю.
Сравниваю.
Выявляю проблемы.
Обнаруживаю общее и различие.
Выявляю существенные признаки понятия.
Обобщаю и

делаю выводы.
Памятка юного исследователяНаблюдаю.Сравниваю.Выявляю проблемы.Обнаруживаю общее и различие.Выявляю существенные признаки понятия.Обобщаю и делаю выводы.

Слайд 17Что
исследуем?
Предложения
Фразеологизмы

Что исследуем?ПредложенияФразеологизмы

Слайд 18Алгоритмы исследования языковых единиц
С точки зрения
лексики
С точки зрения
морфемики
Полное исследование

слова
Произношу правильно,
записываю
2.Записываю фонетическое слово(определяю количество / качество звуков
3.Проникаю в тайну слова (смысл-ЛЗ)
4.Выделяю части слова.
5. Слова – родственники.
6. Воображаю, что слово – магнит. Притягиваю подобные слова
7. Составляю текст.
Алгоритмы исследования  языковых единицС точки зрения лексикиС точки зрения морфемикиПолное исследование словаПроизношу правильно, записываю2.Записываю фонетическое слово(определяю

Слайд 19
Исследуем слово

Исследуем слово

Слайд 20 Как формировать орфографическую зоркость?
Удвоенные согласные
Имя собственное
Сочетание -оло-
Сочетание -чк-
Окончание имён

прилагательных
Правописание предлогов
Ь – показатель мягкости
Парный согласный
Безударный гласный

Как формировать орфографическую зоркость?Удвоенные согласныеИмя собственноеСочетание -оло-Сочетание -чк-Окончание имён прилагательныхПравописание предлоговЬ – показатель мягкостиПарный согласныйБезударный

Слайд 21Исследовательская работа по осмыслению правила
Правило:
Безударную гласную надо проверять. Для
этого надо изменить

слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную: земля – земли.

Алгоритм исследования.
Прочитай правило и определи:
1.Сколько частей содержит правило? Прочитай каждую из них.
(читают последовательно каждую часть)
2.О чём говорится в первой части? Во второй?
3. Поставь вопрос к каждой части.(Какую гласную в корне надо проверять? Как нужно проверять безударную гласную?)
5. Что нового «открыли» сегодня, а , что уже знали раньше?
Исследовательская работа по осмыслению правилаПравило:Безударную гласную надо проверять. Дляэтого надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так,

Слайд 22Самостоятельное исследование
Самостоятельное выполнение исследовательских операций по готовой инструкций
Формирование понимания способа
действия

при исследовании того или иного объекта

Формирование отдельных исследовательских умений

Самостоятельное исследование Самостоятельное выполнение исследовательских операций по готовой инструкцийФормирование понимания способадействия при исследовании того или иного объекта

Слайд 23Модель урока -исследования
1 этап - Начальные условия
 
Содержание этапа
Постановка учебной задачи (должна

быть доступна, конечна, соразмерна возможностям обучающегося)
 


Модель урока -исследования1 этап - Начальные условия Содержание этапаПостановка учебной задачи (должна быть доступна, конечна, соразмерна возможностям обучающегося) 

Слайд 24Модель урока -исследования
2 этап - Промежуточный результат
Осуществление учебной деятельности (поиск

пути решения учебной задачи, реализация плана деятельности)

Учитель
Регулирует деятельность обучающегося

Ученик
- воспринимает и осмысливает задачу (выявляет характерные признаки, сравнивает);
- выдвигает гипотезу;
- мотивирует свои действия;
создает образ
(трансформирует знания, преобразует
информацию);
- осуществляет самоконтроль;


Модель урока -исследования2 этап - Промежуточный результат Осуществление учебной деятельности (поиск пути решения учебной задачи, реализация плана

Слайд 25Модель урока -исследования
3 этап - конечный результат
Рефлексия

Учитель
Регулирует диагностику результата

деятельности обучающегося

Ученик
- получает законченный образ (запоминает);
- осуществляет самооценку деятельности и достижений


Модель урока -исследования3 этап - конечный результатРефлексия Учитель Регулирует диагностику результата деятельности обучающегосяУченик - получает законченный образ

Слайд 26 УЧИТЕЛЬ ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ – ВОЙТИ ТЫ ДОЛЖЕН САМ…

УЧИТЕЛЬ ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ –  ВОЙТИ ТЫ ДОЛЖЕН САМ…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть