Слайд 1«Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является, скорее «открытие»,
нежели «обучение»
Маршал Маклюэн
«Открытие» окрыляет
ребёнка,
ведь дети выступают
не как исполнители,
а как творцы.
Слайд 2Описание опыта работы по теме:
Реализация исследовательского метода обучения на уроках русского
языка в начальной школе
Лачугина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ Новоульяновской СШ №1
Слайд 3 Актуальность
Сегодня умения и
навыки исследовательского поиска требуются не только научным работникам, но и каждому человеку.
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Г. Спенсер
«Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, ещё большие изменения произошли в способах изучения нового»
С. Пойперт
Слайд 4
Учебная деятельность
это деятельность ученика, связанная,
с одной стороны,
с освоением
культурных ценностей общества
(предметных, надпредметных и
метапредметных знаний и умений), а с
другой стороны – с формированием
способностей к самоизменению и реф-
лексии, обеспечивающих адекватное
самоопределение и успешную
самореализацию человека в жизни
Слайд 5Главная задача учителя-
организовать учебную деятельность так, чтобы у учащихся
возникла потребность в осуществлении преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Слайд 6
Характерной чертой исследователького метода обучения является способность ученика организовывать предстоящую
деятельность, быть ее субъектом
Слайд 7Исследовательский метод
это метод привлечения обучающихся к самостоятельным, непосредственным наблюдениям, на
основе которых они устанавливают связь предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности
Исследовательская деятельность-
это деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской
задачи с заранее неизвестным
решением
Слайд 8Особенности исследовательского метода
Интеллектуальное
развитие –
обеспечивает
осознание,
глубину, прочность
знаний
«Не мыслями надо
учить, а
учить
мыслить»
Развитие
критического
мышления-
знания
превращаются в
убеждения
Сочетание разно-
образных типов и
видов
самостоятельных
работ
Индивидуальный
подход
Связь обучения с
жизнью
Высокая
эмоциональная
активность
Слайд 9Ведущая идея
Знания не передаются в готовом виде, а приобретаются ими в
условиях проблемной ситуации.
Систематическое применение исследовательского
метода не только
развивает учебную
деятельность, но
и повышает
качество образования.
Слайд 10Самостоятельность
Исследовательский
метод
Чтобы процесс
обучения был
более
эффективным
необходимо
придать творческий
характер
Сам процесс иссле-
дования языковых
единиц, основывается
на естественном
поведении
ребёнка
«Ребёнок от природы не имеет душевной лености, но любит самостоятельную деятельность, хочет всё делать сам» К.Ушинский
Слайд 11Технология опыта
Дети:
преобразуют информацию в знания;
наблюдают над определённым материалом;
сравнивают, выявляют проблему(или противоречие);
обнаруживают
общее и различие у языковых единиц;
выявляют существенные признаки понятия;
обобщают и делают вывод(определение) при ненавязчивой помощи учителя, т.е. «открывают»для себя «новое»;
сравнивают выведенное понятие с формулировкой, данной в учебнике.
Слайд 12
Исследовательские
умения
Развитие исследовательских
умений
Ставить
цель
Задавать
вопросы
Делать
выводы
Классифици-
ровать
Наблюдать
Давать
определения
понятиям
Видеть
проблему
Слайд 13
Сформулируйте вопросы, ответив на которые получится связанный
рассказ о предложении ( имени существительном, о составе слова, об однокоренных словах)
Слайд 14
Прочитай рассуждение, дополни недостающую часть. Запиши.
Все
планеты Солнечной системы вращаются вокруг солнца. Марс – планета Солнечной системы, значит ….
Имена собственные пишутся с большой буквы. Слово Волга – имя собственное, следовательно….
Слайд 15Подлежащее
Второстепенные члены
Дополнение
Предложение
Обстоятельство
Главные члены
Сказуемое
Определение
Окончание
Заполните схему:
Слайд 16
Памятка юного исследователя
Наблюдаю.
Сравниваю.
Выявляю проблемы.
Обнаруживаю общее и различие.
Выявляю существенные признаки понятия.
Обобщаю и
делаю выводы.
Слайд 17Что
исследуем?
Предложения
Фразеологизмы
Слайд 18Алгоритмы исследования
языковых единиц
С точки зрения
лексики
С точки зрения
морфемики
Полное исследование
слова
Произношу правильно,
записываю
2.Записываю фонетическое слово(определяю количество / качество звуков
3.Проникаю в тайну слова (смысл-ЛЗ)
4.Выделяю части слова.
5. Слова – родственники.
6. Воображаю, что слово – магнит. Притягиваю подобные слова
7. Составляю текст.
Слайд 20 Как формировать орфографическую зоркость?
Удвоенные согласные
Имя собственное
Сочетание -оло-
Сочетание -чк-
Окончание имён
прилагательных
Правописание предлогов
Ь – показатель мягкости
Парный согласный
Безударный гласный
Слайд 21Исследовательская работа по осмыслению правила
Правило:
Безударную гласную надо проверять. Для
этого надо изменить
слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную: земля – земли.
Алгоритм исследования.
Прочитай правило и определи:
1.Сколько частей содержит правило? Прочитай каждую из них.
(читают последовательно каждую часть)
2.О чём говорится в первой части? Во второй?
3. Поставь вопрос к каждой части.(Какую гласную в корне надо проверять? Как нужно проверять безударную гласную?)
5. Что нового «открыли» сегодня, а , что уже знали раньше?
Слайд 22Самостоятельное исследование
Самостоятельное выполнение исследовательских операций по готовой инструкций
Формирование понимания способа
действия
при исследовании того или иного объекта
Формирование отдельных исследовательских умений
Слайд 23Модель урока -исследования
1 этап - Начальные условия
Содержание этапа
Постановка учебной задачи (должна
быть доступна, конечна, соразмерна возможностям обучающегося)
Слайд 24Модель урока -исследования
2 этап - Промежуточный результат
Осуществление учебной деятельности (поиск
пути решения учебной задачи, реализация плана деятельности)
Учитель
Регулирует деятельность обучающегося
Ученик
- воспринимает и осмысливает задачу (выявляет характерные признаки, сравнивает);
- выдвигает гипотезу;
- мотивирует свои действия;
создает образ
(трансформирует знания, преобразует
информацию);
- осуществляет самоконтроль;
Слайд 25Модель урока -исследования
3 этап - конечный результат
Рефлексия
Учитель
Регулирует диагностику результата
деятельности обучающегося
Ученик
- получает законченный образ (запоминает);
- осуществляет самооценку деятельности и достижений
Слайд 26
УЧИТЕЛЬ ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ –
ВОЙТИ ТЫ ДОЛЖЕН САМ…