Слайд 1«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через театральную деятельность».
Слайд 2
«Мальчики и девочки –
два разных мира».
воспитатель
Халиуллина Гульчачак Гумаровна
МАДОУ №13
«Берёзка» г. Ишимбай
Опыт работы
Слайд 3
Актуальность проблемы
состоит в том, что в настоящее
время наблюдается маскулинизация
девочек и феминизация
мальчиков
(другими словами, трудно разобрать, где сильный пол,
а где – слабый).
Слайд 4
Цель:
Способствовать благоприятному
протеканию процесса
полоролевой социализации
мальчиков и девочек
дошкольного возраста.
Слайд 5В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра.
В сюжетно- ролевой игре
происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки.
Слайд 6Девочки предпочитают игры
на семейно-бытовые темы
Слайд 7Девочки выбирают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела
и обязанности женщины, женские профессии. Тематика их игр связана с отражением повседневного быта людей, они больше интересуются миром взрослых и сверстников.
Слайд 8
Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая
Девочки используют игрушки в
ограниченном пространстве функционально, по предназначению, определяемому содержанием самой игрушки.
Девочки более комфортно себя чувствуют, играя в ограниченном пространстве - им достаточно только уголка.
Они более склонны к конкретике. Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой аналог предметов взрослого мира.
Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками более длительно, чем между мальчиками. В отличие от мальчиков, девочки распределяют роли не конфликтно, умеют уступать, договариваться, меняться ролями. Они используют конкретные, устойчивые способы развития игрового сюжета. Поэтому в играх девочек наблюдается конструктивность и позитивность взаимодействия. Но если возникают конфликты между девочками, то они прибегают к помощи воспитателя.
Объединение девочек в игре основано на интересе друг к другу, а у мальчиков - на интересе к содержанию игры, к замыслам партнеров по игре.
Ролевые действия девочек социально-ориентированные, носят культурно-ценностный характер, они более продуманные, последовательные и стабильные. Их увлекает неоднократное выполнение освоенных ими ролевых действий.
Слайд 9Мальчики предпочитают игры - шумные, наполненные движениями
Слайд 10Мальчики, в отличие от девочек, предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты
(смелость, героизм, отважность), интересы, особенности поведения в мужских профессиях и деяниях. Их привлекают сфера техники, события героического характера. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков - техническая и общественная. Ролевые действия мальчиков преимущественно направлены на самоутверждение профессиональной значимости мужчины в обществе.
Слайд 11
Мальчики совершают с игрушками различные игровые действия, творческие преобразования, используя
их в неограниченном пространстве. Их интересует, в отличие от девочек, многоаспектность игрушки, ее конструкция. Это связано с тем, что в свои пять лет мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений, активных действий и творческих изобретений. Уже сам характер их игр предполагает движение.
Мальчикам важно наличие разнообразной предметно - игровой среды. Это обусловлено тем, что они более изобретательны в использовании предметной среды для развития сюжетной линии игры.
Мальчиков привлекает неоднозначность, многоплановость игрового сюжета. Их захватывает сама игра, роль, процессуальность, творческое развитие событий. Им интересно раскрыть неповторимость героя, его поступков, а также ставить игровые задачи, решение которых приносит успех исполняемой роли. Поэтому ролевые действия мальчиков разнообразнее, чем у девочек. И соответственно, уровень развития игровых умений у мальчиков выше, чем у девочек.
Ролевое взаимодействие мальчиков носит хаотичный, спонтанный и непродолжительный характер, так как они решают конфликтные ситуации посредством силы.
Слайд 12Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек.
А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.
Слайд 13При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей я
считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.
Слайд 14Игр очень много. И каждую игру можно использовать и для мальчиков
и для девочек, подбирая различный материал, различные картинки, различные ситуации.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Девочки в нашей группе предпочитают настольные игры «Вырежи кукол и одежду и одень их», «Собери бусы» и другие.
Слайд 15Дети нашей группы играют в игры «Домино» и «Мозаика». В игре
«Мозаика» девочки собирают сюжет цветочков и бабочек, мальчики – сюжеты транспорта. А в игре «Домино» девочки предпочитают карточки с картинками цветов и принцесс, мальчики – разные виды транспорта и другие. Дети в совместной игре обычно выбирают карточки с картинками животных, фруктов или овощей.
Слайд 16Составлены интересные перфокарты для мальчиков и девочек, которые можно использовать при
проведении интегрированных занятий, совместной деятельности, индивидуальной работы.
Слайд 17 А также были проведены «Турнир вежливости», турнир по хоккею,
развлечение посвящённое
к 23 февраля и праздник 8 марта.
Слайд 18Проводилась по данной теме и работа с родителями :
родительское собрание «Мальчик
и девочка – два разных мира»;
мастер – класс «Творческие игры - игры наших родителей».
Слайд 19Папка – передвижка «Дворовые игры наших родителей».
для мастер – класса
«Творческие
игры – игры наших родителей».
Слайд 20Подводя итоги работы по теме «Девочки и мальчики – два разных
мира» хотелось бы отметить следующее, работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, приносит положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Расширился кругозор детей: представлений детей о социальных ролях мужчины и женщины.
Наработанный опыт, конечно, будет углубляться и совершенствоваться ведь данная тема очень актуальна на современном этапе и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста.