Презентация, доклад Общеучебная компетенция школьников в овладении УУД

Содержание

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».Г.Э. ЛессингФГОС федеральный государственный образовательный стандарт

Слайд 1 Общеучебная компетенция школьников в овладении УУД
Автор выступления:
учитель начальных классов
МКОУ ООШ

с. Миролюбово
Шалова Наталия Владимировна
Общеучебная компетенция школьников в овладении УУДАвтор выступления:учитель начальных классовМКОУ ООШ с. МиролюбовоШалова Наталия Владимировна

Слайд 2«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво,

да сами».
Г.Э. Лессинг

ФГОС
федеральный государственный образовательный стандарт

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».Г.Э. ЛессингФГОС федеральный государственный образовательный

Слайд 3 познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную

задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
познавательные и   учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование

Слайд 4В основе стандарта лежит
системно-деятельностный подход
Формирование универсальных учебных действий,
обобщенных

способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
В основе стандарта лежит  системно-деятельностный подходФормирование универсальных учебных действий, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения

Слайд 5Универсальные учебные
действия разделены
на четыре блока:
личностный
регулятивный
познавательный
коммуникативный

Универсальные учебные действия разделены на четыре блока:личностныйрегулятивныйпознавательныйкоммуникативный

Слайд 6Повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования познавательных

УУД

Цель:

Повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования познавательных УУД Цель:

Слайд 7

рассмотреть виды познавательных УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;

ознакомиться с приемами, помогающими формировать познавательные УУД;

приобрести практический опыт выполнения познавательных УУД в процессе работы с информацией.

Задачи:

рассмотреть виды познавательных УУД, их содержание, требования к результатам сформированности; ознакомиться с приемами, помогающими формировать познавательные

Слайд 8Познавательные УУД включают:
общеучебные
действия постановки и решения проблем
логические

Познавательные УУД включают: общеучебныедействия постановки и решения проблемлогические

Слайд 9 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой

информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности.

Общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное

Слайд 10 анализ;
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения;
подведение под

понятие, выведение следствий;
установление причинно- следственных связей;
построение логической цепочки рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.

Логические:

анализ; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно- следственных

Слайд 11 Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения

проблем творческого и поискового характера.
Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 12Показателем успешности формирования УУД будет
ориентация школьника на выполнение действий,
выраженных

в следующих категориях:
Познавательные УУД языком ребенка
«Я ищу и узнаю»:
«Ищу и нахожу»,
«Изображаю и фиксирую»,
«Читаю, говорю, понимаю»,
«Мыслю логически»,
«Решаю проблему»

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в следующих категориях:Познавательные УУД языком ребенка

Слайд 13
Проблемное обучение


Вопрос становится

проблемным, только при трех условиях.
Он должен иметь логическую связь с ранее усвоенными понятиями и представлениями, а также с теми, которые подлежат усвоению;
содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями или умениями.
Проблемное обучение      Вопрос становится проблемным, только при трех условиях. Он должен

Слайд 14Для формирования познавательных УУД
можно предложить следующие виды заданий:

Для формирования познавательных УУДможно предложить следующие виды заданий:

Слайд 15 Формирование познавательных УУД
на уроках математики

Формирование познавательных УУД на уроках математики

Слайд 16Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:


сравни;
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;


Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:     сравни;«найди отличия» (можно

Слайд 17Сравниваю
Анализирую

СравниваюАнализирую

Слайд 18
работа с разного вида таблицами
Восстанавливаем задачу по таблице

работа с разного вида таблицамиВосстанавливаем задачу по таблице

Слайд 19

«цепочки»

«цепочки»

Слайд 20Найди отличия:
На что похожа?
Найди лишнее:

Найди отличия:На что похожа?Найди лишнее:

Слайд 21Задачи интеллектуально-познавательного характера:

Задачи интеллектуально-познавательного характера:

Слайд 22Задачи интеллектуально-познавательного характера:
5

Задачи интеллектуально-познавательного характера:5

Слайд 23Тема: «Решение задач».

- Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем

отличаются? Можно ли утверждать, что решения этих задач будут одинаковыми?»

А) Возле дома росло 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?

Б) Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?


Задача «Миша поймал 5 щук, а Костя больше. Сколько щук поймали мальчики?»

Тема: «Решение задач». - Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? Можно ли утверждать, что решения

Слайд 249 х 8 … 9 + 8
8 х 7 … 8

+ 7
6 х 4 … 6 + 4
5 х 3 … 5 + 3

Тема: «Неравенства»

- Вычислите значения выражений и сравните их.

Маша : « Можно, не вычисляя, сказать, что произведение двух чисел всегда больше суммы этих чисел».

Миша: « Я не согласен. Произведение двух чисел может быть меньше или равно, чем их сумма».

- Кто прав: Маша или Миша?

9 х 8 … 9 + 88 х 7 … 8 + 76 х 4 … 6

Слайд 25 Перед тобой маршрут, по которому Герда идёт к дворцу

Снежной королевы. Каждая стрелка означает передвижение на одну клетку в указанном направлении. Помоги Герде добраться до дворца. Его расположение отмечено синим кружком.

- Почему путь Герды оказался таким длинным? Попробуй составить более короткий маршрут!

Перед тобой маршрут, по которому Герда идёт к дворцу Снежной королевы. Каждая стрелка означает передвижение

Слайд 26100
90
150
110
130
120
70
140
80
18
х 30
:20
+100
: 9
Х 300
?
?
?
26
24
50
50
24
50
32
18
74
Магические квадраты:
Цепочки:
7 7 7 =

6
7 7 7 7 = 15



7 7 7 7 = 2

7 7 7 7 = 98

7 7 7 7 = 8

Поставь +, -, :, Х, () чтобы получились верные равенства:

6 4 *
7
4* * 8

х

Ребус:

100901501101301207014080 18х 30:20+100: 9Х 300???262450502450321874Магические квадраты:Цепочки:7  7  7 = 67  7  7

Слайд 271) Продолжи ряд:
120,240,360,…,600,…,…
4560,4563,4566,….,…..,
7890,7780,7670,…,…,
1
6
10
2) Какое число лишнее:
3) Игра «Танграмм»

4)

Задачи в стихах

5) Кроссворды

1) Продолжи ряд: 120,240,360,…,600,…,… 4560,4563,4566,….,…..,7890,7780,7670,…,…,16102) Какое число лишнее:3) Игра «Танграмм» 4) Задачи в стихах5) Кроссворды

Слайд 28 Формирование познавательных УУД на уроках русского языка

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка

Слайд 29Формирование умения выделять существенные признаки
1) Из ряда  слов  нужно выбрать

только два, которые обозначают  главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.
Примерные задания:
а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

2) Подбери нужное слово:
кровать — лежать, стул — …
малина — ягода, девять — …

человек — ребенок, собака — …
овца — стадо, буква — …

3)Запиши первую букву каждого слова и узнай название объекта: 

Наука о красноречии.
Тройная буква в слове колокол.


Подземный вид транспорта.

Известный сказочный доктор.

Место, где учатся дети.

Любимое время отдыха школьников.

Тройная буква в слове ананас.

1- исследуйте слово с точки зрения русского языка
2- с точки зрения художественных объектов
3- с точки зрения естествознания и медицины.



Формирование умения выделять существенные признаки 1) Из ряда  слов  нужно выбрать только два, которые обозначают  главные признаки

Слайд 30Формируемые  логические УУД: анализ, синтез, обобщение
4) Из данного перечня слов найдите

четвертое лишнее: сосна, клен, ясень, тополь.

5) Найди  общее у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

6) Раздели на группы
- Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?
Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов:
Голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак.

7) Систематизация слова по определенному признаку:
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

8) Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:   
 
автомобиль, тормоз — автор
колос, роза, вата — …
кора, лото, боксер — …
баран, рана, банка — …

Формируемые  логические УУД: анализ, синтез, обобщение4) Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее: сосна, клен, ясень, тополь.

Слайд 31
В каком слове есть только твёрдые согласные? Звонить, земля, солнце,

рушишь, сено.
Хитрые вопросы - шутки. Как большой дом превратить в маленький?
Замени фразеологическим оборотом. Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно.
Какой частью речи являются одинаковые по звучанию и написанию слова. Иди домой, но сначала коридор домой.
5. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные:
Душистая Спелая
Зимний Широкая


6. Исправьте ошибки:

Чюдесный летний день. Малчики бегут на речьку. У вады шумят камышы. Волны тихо плещут на берек. Боря чяйкин закинул удочку. Попалась большая щюка. Хороша рыпка!

В каком слове есть только твёрдые согласные?  Звонить, земля, солнце, рушишь, сено. Хитрые вопросы -

Слайд 321.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных

его признаков, например:
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз  –  словарное слово. Отгадка  –  ключ к его запоминанию.) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединяя эти признаки в единое целое.

2.Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими), например:
Белая скатерть все поле покрыла.
(Снег – парная согласная в конце отгадки требует проверки.) игровая ситуация помогает запомнить правило.

3.Загадка, в которую включается противопоставления, например:
По земле ползет, а к себе не подпускает.
(Змея – безударная гласная в корне слова требует проверки.) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.

Формирование познавательных УУД через загадки

1.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:Сам алый, сахарный, кафтан

Слайд 33 Формирование познавательных УУД на уроках

литературного чтения
Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения

Слайд 34Для уроков литературного чтения возможны следующие задания для развития познавательных УУД.



Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение».  Учебники по чтению содержат   задания,  направленные на формирование логических операций: анализ   содержания и установление причинно-следственных связей;   сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и  художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  вопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.   На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция  автора, читателя и рассказчика.
Для уроков литературного чтения возможны следующие задания для развития познавательных УУД.

Слайд 351. Корректурная проба. Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно

количество букв, символов увеличиваем. Пример. Вычеркните буквы А, М. ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮАМКЧФФЛОМЖБЮР

2. Речевые разминки, где развиваем с помощью различных упражнений и артикуляционный аппарат и внимание. Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующими буквами. ТАЧКА ТОЧКА БОЧКА НОЧКА ПОЧКА ДОЧКА

3. Анаграммы (рассыпанные слова). Этот вид упражнений использую на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираю слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.

4. Узнай автора и произведение по иллюстрациям.

1. Корректурная проба. Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем. Пример.

Слайд 365. Создание диафильма по прочитанному произведению.

5. Создание диафильма по прочитанному произведению.

Слайд 376. Работа с пословицами.

7. Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему

?
сеинен вючтет ишкнуп дорира

8. По началу произведения определи его жанр.

Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
«Аленький цветочек» а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
«Снежная королева» б) Дал слово – крепись.
«Три толстяка'' в) Друг познается в беде.


9. Выпиши из текстов, которые ты прочитал, эпитеты и сравнения. Как эти слова помогают нам представить картины, нарисованные поэтами?

Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин

6. Работа с пословицами. 7. Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему ?

Слайд 3810. Игра «Дежурная буква».
Сегодня дежурная буква Б. Подбери на эту букву:

А)

Фамилия писателя.
Б) Герой любого рассказа.
В) Название любого произведения.

11. Игра «Литературные мнения».
Водящий выходит за дверь. Дети назначают, каким героем, из какого произведения он будет. Водящий заходит в класс. Дети, не называя его по имени героя, перечисляют его поступки или дают характеристику этому герою. Задача водящего узнать, кто он и из какого произведения.

12. В «Бюро находок» поступили следующие вещи. Каким героям они принадлежат?

10. Игра «Дежурная буква».Сегодня дежурная буква Б. Подбери на эту букву:А) Фамилия писателя.Б) Герой любого рассказа.В) Название

Слайд 39 Формирование познавательных УУД на

уроках окружающего мира
Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира

Слайд 40При изучении курса  «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной

форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас, карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.); 
описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних
признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в устной и письменной форме.
При изучении курса  «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и

Слайд 41 Учащиеся приобретают навыки работы с информацией:

учатся обобщать,систематизировать, 
преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной,
условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды,
чтение карты, дорожные знаки и др.).      
Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается
за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения
нового учебного материала.


Учащиеся приобретают навыки работы с информацией:     учатся обобщать,систематизировать, 

Слайд 42Что сначала, что потом?
1
5
4
6
3
2

Что сначала, что потом?154632

Слайд 43 Рассмотри рисунки и скажи, на каком из

них изображено утро, на каком – день, на каком – вечер, на каком – ночь?

утро

день

вечер

ночь

Рассмотри рисунки и скажи, на каком из них изображено утро, на каком –

Слайд 45Работа со схемами и таблицами
кот, дочь, мяч ?
1.
2.
3.

V
t
S
Было
Ушли
Осталось
4.

Работа со схемами и таблицами кот, дочь, мяч ?1.2.3. VtSБылоУшлиОсталось4.

Слайд 46Работа со словарями

Работа со словарями

Слайд 47Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я

почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…


Рефлексиясегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось

Слайд 48" V " - уже знал
" + " - новое
" -

« - думал иначе
" ? « - не понял, есть  вопросы

Формируемые УУД  : общеучебные, умение структурировать знания, рефлексия , контроль и оценка процесса.

- нужна помощь

- делаю сам

Отслеживание сформированности познавательных УУД

1.

3.

2.


Слайд 49Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника.

В качестве диагностики выявления уровня сформированности познавательных УУД можно использовать следующие методики:
1.Фиксация развития УУД методом наблюдения в ходе учебно-воспитательной деятельности (1 класс (1-3 четверть)
2.Проба на определение количества слов в предложении (1 класс конец года)
3.Методика «Кодирование» ( 2 класс)
4.Методика «Нахождение схем к задачам» (3-4классы)

Методики отслеживания:

Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики выявления уровня сформированности

Слайд 50Вывод:
Таким образом, в процессе формирования познавательных  УУД,

пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьёзные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь – это процесс познания мира и самого себя. И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.
Вывод:    Таким образом, в процессе формирования познавательных  УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят

Слайд 51И закончить свой мастер-класс я хотела бы словами В.В. Давыдова:
«Хотя учитель

– это массовая профессия…
по существу, учительский труд является творческим трудом.
Он не поддаётся никаким правилам или ограничениям своей сути,
но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники.
Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большим художником»
И закончить свой мастер-класс я хотела бы словами В.В. Давыдова:«Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский

Слайд 52Хоть выйди ты не в белый свет
А в поле за околицей,


Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. 
Н.Рыленков

Благодарю
за внимание

Хоть выйди ты не в белый светА в поле за околицей, —Пока идешь за кем-то вслед,Дорога не

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть