Слайд 1Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
в дошкольном образовании.
Шаюсупова В.А.,
старший преподаватель
кафедры технологий охраны
и укрепления здоровья СОРИПКРО
Слайд 2 Согласно определению ВОЗ «здоровье – это состояние полного физического, психического
и социального благополучия…».
на 10 – 15% - от наследственности
10% составляет вклад медицины
более чем на 20% - от состояния окружающей среды
на 50 – 60% зависит от образа жизни
10%
10%
20%
60%
Слайд 3Виды здоровья
соматическое
физическое
духовно-
нравственное
психическое
социальное
интеллектуальное
духовно-
нравственное
интеллектуальное
Слайд 4
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека.
Физическое здоровье
– уровень роста, развития органов и систем организма.
Психическое здоровье – состояние психической сферы.
Социальное здоровье - показатель осознания себя лицом определенного пола, способа взаимодействия в социуме.
Интеллектуальное здоровье - уровень усвоения информации и использования ее для личностного развития.
Духовно-нравственное здоровье – определяет суть бытия, стремления к высшим ценностям, осознание смысла своей жизни.
Слайд 5Высокая
статутность
в группе
Развитая
эмпативность
Познание
смысловых
мотивов
жизни
общества
Умение
проявить себя
творчески
Адекватное
поведение
в обществе
детей
Коммуника
тивная
компетентность
Адекватное
поведение
в обществе
взрослых
РЕБЕНОК
Здоровье физическое,
психическое, социальное,
интеллектуальное, духовное
Слайд 6 Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ
в широком смысле слова - процесс воспитания и
обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Слайд 7Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ
это специально организованное, развивающееся во времени и в
рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Слайд 8Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
направленные на решение приоритетной задачи -
сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, (валеологической компетентности)
Слайд 9Задачи:
Сохранять и укреплять здоровье детей:
Совершенствовать их физическое развитие.
Повышать сопротивляемость
защитных свойств организма.
Улучшать физическую и умственную работоспособность.
Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта
Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Слайд 10Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Применительно к взрослым – содействие становлению
культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Слайд 11Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Слайд 12Медико-профuлактические технологии
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского
персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Слайд 13Физкультурно-оздоровительные технологии
технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Слайд 14Здоровьесберегающие образовательные технологии
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры
здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его…
Слайд 15В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного
воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Слайд 16Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка
Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной
комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ
Слайд 17Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
направленные на развитие культуры
здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Слайд 18Принципы работы ОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
•
комплексность использования профилактических и оздоровительных методик и технологий с учетом состояния здоровья воспитанников, структуры учебного года, экологических и климатических условий;
• непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
• максимальный охват всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников;
• интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс ДОУ;
• преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
• использование доступных методик и технологий;
• формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, воспитателей и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;
Слайд 19здоровьесберегающая среда:
-оборудованный спортивный зал со спортивным инвентарем;
-спортивная площадка для подвижных
и спортивных игр;
- в каждой группе -центры двигательной активности;
- музыкальный зал;
- кабинет медицинского работника с изолятором для экстренных случаев;
- современный пищеблок
Слайд 23Точка зрения детей по отношению к своему здоровью – здоровье это:
сила,
ум,
красота,
то, что нужно беречь,
самое большое богатство,
«здоров будешь – все добудешь».
Слайд 24
Содержание работы с семьей :
целенаправленная просветительская работа, пропагандирующая закаливание, оптимальный двигательный
режим, здоровый образ жизни и т.д.;
ознакомление родителей со всем объемом оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
обязательное ознакомление родителей с результатами диагностики состояния ребенка;
обучение родителей конкретным методам и приемам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.);
ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение нетрадиционным методам оздоровления детского организма (физиотерапия, ароматерапия и др.).
Слайд 25АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?»
«Какое
физкультурное оборудование имеется в Вашей семье?»
«Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?»
«Принимаете ли Вы участие в двигательной активности Вашего ребенка?»
«Какие виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в Вашей семье?»
«Как часто, в какие дни и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» и др.
Слайд 26Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,
сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.