Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться»
Автор проекта
Сыроежко Денис
учащийся
2 класса
Руководитель проекта
Гуськова О. П.
Учитель начальных классов
Слайд 2
Словом можно убить, словом можно спасти. Словом
можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.
В.Шефнер
Слайд 3В повседневной и школьной жизни я часто слышу в речи учащихся
нецензурные слова. От взрослых я слышал, что применять в своей речи бранные слова – это очень неправильно и некрасиво. Тогда я решил узнать, а почему употреблять ругательные слова – это вредно.
Слайд 4 Актуальность проекта.
Тема проекта актуальна в нашем веке. Вопрос о
формировании у детей ценностного отношения к родному языку, воспитание культуры речи и поведения в целом является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения. Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие. Нецензурная брань стала выполнять роль заменителей пауз. По моему мнению, нам всем следует понять опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы. Ни для кого не секрет, что сегодня «матом» ругаются маленькие дети, школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров и из радио.
Проблема употребления грубых, нецензурных слов и выражений существует в нашем классе и во всей школе.
как воздействуют ругательные слова на здоровье человека.
ЦЕЛЬ.
Слайд 6ЗАДАЧИ.
Изучить литературу по данному вопросу.
Раскрыть отрицательное влияние сквернословия
на духовное и физическое
развитие человека.
3. Предоставить как можно больше информации о вредном влиянии сквернословия
на развитие и здоровье человека.
4. Провести анкетирование учащихся 1-6 классов на тему «Сквернословие в моей жизни»
Слайд 7
Объект исследования.
Речь учащихся
нашей школы.
Предмет исследования.
Матерные слова.
Слайд 8Гипотеза
Начиная исследование я предположил : возможно, скверные слова появляются
в речи школьников потому, что они
- подражают старшим;
- скрывают свою неуверенность;
- проявляют взрослость и независимость;
- выражают свое раздражение.
Слайд 9 работа с литературой,
беседы,
наблюдение
анкетирование,
опыт,
интервью,
сравнение.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ :
Слайд 10 Проверить, была ли информация услышанная детьми полезной для
них;
Изменят
ли учащиеся отношение к своей речи?;
Поделятся ли этой информацией с другими людьми?.
Перспектива исследования:
Слайд 11
Немного истории.
Лексическое значение
слова «Сквернословие»
Скверно – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное.
Толковый словарь В.И.Даль.
Слайд 12Откуда к нам пришло сквернословие?
История этого явления
уходит в далёкую языческую древность. Наши предки произносили эти слова, призывая на помощь демонов зла.
Употребляя мат в обиходе, современные люди даже не подозревают, что совершают Ритуал, призывая зло к себе и своим близким. Глубинное исследование одного наиболее распространенного и оскорбительного ругательства (не зря
же в нашем языке сохранилась корневая близость слов «мат»
и «мать», проявляющаяся в простонародном выражении «ругаться по матери», т.е. по «матерному» позволяет проследить его языческое происхождение.
В исследовании Б.А.Успенского, направленном на поиск мифологических и ритуальных корней мата, устанавливаются ритуальные функции матерной брани, её связь с культом земли, опосредованная через Мать-Землю с Богородицей и родной матерью, чем и объясняется запретность этих выражений.
Слайд 13 На Руси говорили: «У человека четыре матери –
кровная мать, что на свет» породила,
Родина-мать, что хлебом кормила, матушка Церковь Божия да Пресвятая Богородица».
Таково на Руси почитание образа женщины. А когда человек ругается матом, значит он «ругается по матери». Вот и выходит, что сквернословец поносит не только мать своего собеседника, но и свою Родину и то, что для других свято.
Слайд 14Но так ли безобидно сквернословие?
В XX веке японский ученый Масару
Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.
С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило.
На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой.
Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды.
Слайд 15Вода, подвергну - тая воздействию
Музыки И.С.Баха
Народная плясовая.
Музыка типа Heavy Metall
Слово «Спасибо»
Слово
«Любовь,
уважение»
Фраза: «Я от тебя устал.
Я тебя убью»
Слайд 16
Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду
лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
А жидкость, которую ругали и обзывали «дурой», превратилась в груду уродливых ледяных осколков.
А человек на 70% состоит из воды. Слыша плохие слова, наш организм, как губка, впитывает их, а значит, приносит вред своему здоровью.
Слайд 17 Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского –
17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит.
Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Екатеринбургский учёный Г. Чеурин 20 лет потратил на изучение силы бранных слов. Он утверждает, что матерные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя всё живое.
Слайд 18 Гипотезу Г. Чеурина «О влиянии ненормативной лексики на психофизическое
состояние живых организмов» проверили несколько НИИ.
Они установили, что зёрна пшеницы, политые водой, которую ругали «трехэтажной» бранью, проросли лишь на 49%.
Вода, заряженная «вялым» матом, показала результат получше — 53%. Затем учёные полили зёрна водой, над которой читали молитвы. И она проросла на 96%
Слайд 20Для эксперимента мне понадобилось:
две горстки пшеницы;
стакан со святой
водой (вода, которая была освящена священником на Крещение);
стакан с водой, на которую в течение двух минут говорили матерные слова;
две тарелочки и две салфетки.
Смочив водой зерна пшеницы, я выложил их на салфетку в тарелке и поставил в тёплое место.
Мой эксперимент.
Слайд 21Зёрна смоченные святой водой
Зёрна смоченные «плохой водой»
Слайд 22Прошло три дня. Я с интересом наблюдал за изменениями в прорастании
зерён.
Вот что выросло:
Зёрна обработанные святой водой, дали большее количество проросших зёрен.
Ростки выглядели крепкими, светлыми.
Зёрна обработанные «плохой» водой, дали
меньшее количество проросших зёрен.
Ростки выглядели маленькими,«замученными»
Слайд 23Зёрна смоченные святой водой.
Зёрна смоченные «плохой водой»
Слайд 24 Вывод: матерные слова влияют на все живые организмы. В этом
я убедился, проведя данный эксперимент. Хорошая структура воды помогла прорасти семенам пшеницы крепкими, светлыми и в большем процентном количестве. Структура плохой воды снизила всхожесть семян, и ростки показали себя слабыми, а сегодня уже была замечено появление плесени на зернах пшеницы. Значит, такое же влияние оказывают матерные слова и на наш организм.
Слайд 25 Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех,
кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. А добрым словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных. Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям. Особенно это заметно у женщин. Косметологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится все ниже. Другими словами, если женщина матерится, в ее организме происходит гормональный дисбаланс.
Слайд 26 Сквернословие приносит нежелательные последствия, хотя об этом
мало кто сегодня задумывается. Сквернословить — это то - же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. Те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других. Если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. Если сквернословишь, то превращаешь свой мир, т. е. мир вокруг себя, в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. Так человек попадает в очень жестокие и суровые человеческие отношения. Мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека.
Слайд 27 В течение трёх недель я вёл наблюдение за детьми, которых
ругали родители, учителя, технический персонал школы. Из бесед с детьми я выяснил: что у детей начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс к нервным расстройствам, а последние к совершенно конкретным болезням: экземам на тыльных сторонах рук и ног, язве желудка, а также к инфаркту и инсульту.
Слайд 28 В ходе исследования этой темы я прочитал очень интересное
сообщение. В американских семьях существует очень хороший обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке ребенка заставляют вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот.
Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай. Я предлагаю всем, кто сегодня говорил бранные слова, прийти домой и вымыть рот с мылом.
Слайд 29АНКЕТИРОВАНИЕ.
Чтобы найти ответы на многие вопросы я провёл анкетирование
- исследование на тему сквернословия и бранных слов среди учащихся 5-7 классов. Всего было опрошено 12 мальчиков и 10девочек.
Слайд 301.Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова,
ругательства?
Употребляют для:
- выражений эмоций - 43%
- из – за бедности словарного запаса – 15%
- показать себя знающим и опытным человеком – 42%
2. Как часто ты произносишь эти слова?
Часто - 52%,
- редко – 10%
- никогда – 38%
Слайд 31
3. В каких ситуациях это происходит?
- в случае неудачи или
в случае огорчения – 46,6%,
- в случае радости – 6,6%,
- для связки слов – 6,6%,
- в зависимости от ситуации 30%
4. Как ты думаешь, плохо это или нет?
- плохо – 57%
- хорошо- 25%
- не знаю- 18%
Слайд 325.Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?
- ничего не чувствую –
19%
- дискомфорт – 63%
- удовлетворение – 18%
6. Сможете ли Вы в разговорной речи обойтись без бранных слов?
- смогу – 73%,
- уже обхожусь – 27%,
Слайд 337. Как вы относитесь к тому, что ругаются в вашем присутствии
посторонние люди?
- стараюсь не слушать– 63,%,
- чувствую себя плохо– 23,%,
- мне всё равно – 14%.
8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
- мужчины – 70%,
- женщины – 80%,
- сверстники – 56,6%,
Слайд 349. Нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики?
- да – 80%,
-
нет – 0%,
- затрудняюсь ответить – 26,6%.
10. Как Вы думаете, является ли использование в речи ненормативной лексики недостатком воспитания?
- да – 63,3%,
- нет – 6,6%,
- это нечто другое (влияние общества, окружение; мода) – 40%.
Слайд 3511. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи
использовали бранные слова?
- нет- 89%
- да – 5%
- не знаю – 6%
Стало понятно:
школьники по-своему решают проблемы сквернословия. Они осознают, что это, плохое поведение и в нашей жизни осуждается.
Мало только на словах говорить, что это вредно и плохо. Надо начинать с себя и своей речи.
Слайд 36Как же избавиться от сквернословия?
1. Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.
2. Осознавать,
ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж достойного и уважаемого человека.
3. Уметь культурно отдыхать, владеть приемами снятия психологического напряжения.
4. Не бояться противостоять среде, противодейст -вовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии.
5. Научиться просить прощения, прощать самому.
6. Тренироваться в вежливой и красивой речи.
7. Постоянно заниматься самосовершенствованием.
8. Читать хорошую литературу.
9. Быть разборчивым в выборе друзей.
10. Искренне любить людей и бояться их обидеть.
Слайд 37Вывод:
С помощью опыта, прочтения литературы я узнал, что в скверном
слове таится огромная разрушительная сила. Мне удалось раскрыть отрицательное влияние сквернословия на духовное и физическое состояние человека. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Считаю, чтобы быть здоровым – нужно изменить отношение к самому себе. У того, кто сквернослвит, есть два пути: первый – продолжать нецензурно выражаться, тем самым продолжать себя уничтожать.
И второй путь – чистый путь, путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.
Мне очень понравилось стихотворение Эдуарда Асадова, которое учит нас очень важному!
Слайд 38Список используемой литературы.
1) Эмото М. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда.
Изд-во/производитель: София 2007 год
2) Гаряев П.П. Выступление на Всероссийской научно-практической медицинской конференции.
3) Москва, Российская Академия Наук. 31 мая 2007 года.
4) Стернин И. А. Проблема сквернословия/ И.А.Стернин . – Воронеж: «Истоки», 2008. – 10 с.
http://festival.1september.ru/articles/628920/ -
http://anone.ru/_nw/15/35401445.jpg