Слайд 1Организация простого процессуального экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста
Подготовила Коронотова
Е. С.,
воспитатель 1-й младшей группы №6 «Смородинка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Слайд 2Если дети сами открывают что то новое, то это большой успех.
Но несмотря на их собственное природное любопытство, все они нуждаются в вашем дружеском руководстве и дельных советах.
Дженис Ванклив
Слайд 3Игры с водой - одно из любимых занятий детей, отвечающее их
интересам. Они способствуют оздоровлению, закаливанию детей. Ребята знакомятся со свойствами воды, учатся играть с ней. В итоги у них развиваются творческие, исследовательские способности. Игры с водой особенно полезны для детей с заболеваниями органов дыхания и с неврозами. Вода оказывает релаксационное действие, снимает излишнюю тревожность, агрессивность, ощущение эмоционального неблагополучия.
Слайд 4Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр –
занятий под наблюдением воспитателя. Вначале необходимо научить ребенка правильному, аккуратному обращению с водой, так как она эмоционально очень возбуждает: не плескать через край, не делать резких движений, не пить. Для водных игр- занятий использую воду t +18, +20; в среднем 5-8 минут.
Слайд 5Для организации игр детей с водой в группах раннего дошкольного возраста
используются надувные бассейны (тазики), которые устанавливаются так, чтобы ребенок имел возможность играть с водой стоя. Детей учат ловить сачками рыбок, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать ее в ситечки и наблюдать, как она течет в отверстие. Обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной.
Слайд 6«Вода может литься, а может и брызгать».
В утренний отрезок времени демонстрировала
полив комнатных растений, задавая вопросы: « Что происходит с водой!? Откуда льется вода?!».
Слайд 7«Вода может литься, а может и брызгать».
Познакомила со специальным устройством для
разбрызгивания - пульверизатор.
Слайд 8«Вода может литься, а может и брызгать».
Поставляли ладошки, брызгали на них.
«Какие стали ладошки? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой)».
Слайд 9«Водяная мельница»
Ознакомились с водяной мельницей. С помощью воды контролировали скорость движения
колеса. Льется вода медленно- колесо замедляет ход, льется вода быстро, колесо ускоряется.
Слайд 10« Кораблики»
Пускали с детьми кораблики, наблюдали, как они плавают. Знакомились со
свойствами плавающих предметов.
Слайд 11«Буря в стакане»
Проводили так же опыт под названием «Буря в стакане».
Слайд 12«Буря в стакане»
Дети опускали соломинку в стакан с водой и
дули в нее. Что получилось? «Буря в стакане».
Слайд 13«Выжми мочалку»
Также в процессе игры я обучала детей не только аккуратно
налить воды, но и собрать ее с помощью губки, а так, же перенести воду в другую ёмкость и выжать.
Слайд 14Опыты с водой «Выжми мочалку»
В результате образовалась игра «Выжми мочалку», дети
пробовали самостоятельно экспериментировать, соблюдая аккуратность и терпение. В итоге сделали вывод, что губкой можно вытирать - она впитывает воду.
Слайд 15«Выращиваем бусинки» (искусственный грунт)
Вместе с детьми проводили эксперимент: как вырастить бусинки
искусственного грунта.
Спросила детей: какие бусинки? (маленькие, синие).
Хотите, чтобы они выросли большие? (Да!)
Слайд 16«Выращиваем бусинки»
Мы залили бусинки водой и наблюдали каждый день, как
они растут, на протяжении недели.
Если бусинки вынуть из воды – они уменьшаются опять.
Слайд 18Опыт – игра «Разноцветные шары»
На закрепление цвета и свойства воды с
детьми играли в «Разноцветные шары» - в воздушный шарик добавляли несколько капель краски (синий, красный) и доливали до основания водой. В результате наблюдали, как шарик надувался, становясь все больше и больше. Готовый шар мы выносили на улицу, и ждали пока он, застынет.
Слайд 19Опыт – игра «Разноцветные шары»
Позже сняв оболочку воздушного шара, смотрели исходный
результат. В итоге этого появилась новая игра «Видно – не видно», в которой учила детей, что вода бывает прозрачной и не прозрачной, твердой и жидкой. Благодаря этим играм развивается активный словарь детей, интерес к экспериментированию.
Слайд 20Играть с водой можно и в естественных и искусственных водоемах: у
таза или в бассейне, но время, условия и игрушки везде разные и по-разному разворачивается игра. Игрушки для игр с водой разнообразны по возможностям использования, по формам и материалу. Это игрушки из резины, поролона, дерева, металла. Прежде всего: лодки, корабли, катера. Малышей занимает просто плавание игрушек в воде. Маленьким детям можно давать резиновые фигурки людей и животных. Среди резиновых игрушек есть водоплавающие птицы – утки, рыбки и т.д. Для детей всех возрастов вода всегда притягательна благодаря ее подвижности и доступности силам ребенка.
Слайд 21Вторым материалом, позволяющим лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального
сыпучего материала является песок и крупы. Сыпучий материал это идеальный материал для проведения экспериментов. Малышей может удовлетворять пересыпание и ссыпание песка, круп в машины, ведерки, выкладыванием разных форм по своим задумкам, а так же наглядным картинкам.
Слайд 22Свойство крупы «Крупинка за крупинкой» (сыпучие)
С маленькими детьми мое участие в
играх необходимо. В процессе игры я называю, уточняю, а иногда изменяю, состояние материалов, их свойства, показываю последовательность игровых действий.
Слайд 23Свойство крупы «Крупинка за крупинкой» (сыпучие)
Показываю детям как пересыпать крупу с
одного стаканчика в другой с помощью ложки, при этом учу быть предельно аккуратным и не спешить.
Слайд 24Крупа может принимать любую форму
Выкладывали по картинкам различные предметы из
крупы, уточняя форму.
«Апельсин»- какой он? (Круглый)
Слайд 25Волшебные семечки «Полянка» (семена)
Различные семена помогают нам в продуктивной (творческой) деятельности.
Так, мелкую моторику развивает сортировка разных семян (тыквенные семечки и фасоли), далее уточняем размер, затем дети придумывают, что можно выложить из больших семян (тыквенных) – дорожку, полянку и пр.
Слайд 26Волшебные семечки «Полянка» (семена)
Закончив выкладку полянки из семян, придаем с помощью
любимых красок яркие цвета картине.
Слайд 27Игры с песком так же относятся к любимым играм детей. Только
на прогулке в тёплое время года дети имеют возможность полностью удовлетворить своё желание действовать с этим природным материалом. Дети могут подолгу играть с песком, исследовать его свойства.
Слайд 28Однако и в условиях группы (в помещении) мы можем организовать доступные
опыты: игры с песком, например, «Мокрый – сухой»; «Сыпется – не сыпется»; «Бывает крупный – мелкий» и др.
Слайд 29Игры с песком используются и в качестве песочной терапии, например, «Найди
клад», «Нарисуй что хочешь», «Следы» и т.д.
Слайд 30Вывод:
Таким образом, у детей развивается мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, речь
становится более активной, выразительной. В речи детей стали появляться такие слова как: мокрый, сухой, сыпать, тяжелый, липкий, полная. В адаптационный период экспериментальная деятельность благоприятно воздействовала на вновь поступивших детей. В этот период дети при игре с песком, водой меньше скучают по родителям, игра вызывает у них положительные эмоции. Игры-опыты, по моим наблюдениям, помогали легковозбудимым детям становиться более спокойными; пассивным детям - раскрепощаться.
Эти игры насыщают ребенка радостью.