Презентация, доклад Мнемотехника в ДОУ

Содержание

К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их

Слайд 1Развитие связной речи
дошкольников
методом наглядного
моделирования
и мнемотехники
(для педагогов ДОУ)

Автор
Миниханова Гульсина

Кашафутдиновна
2018 г.

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №15 «Алсу»

Развитие связной речи дошкольниковметодом наглядногомоделирования и мнемотехники(для педагогов ДОУ)Автор Миниханова Гульсина Кашафутдиновна2018 г.МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №15 «Алсу»

Слайд 2 К. Д. Ушинский

«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему

пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский  «Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам - он будет долго

Слайд 3Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об

особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Наглядное моделирование –
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника –
это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемотаблица –
это схема, в которую заложена определённая информация

Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,

Слайд 4Особенности речевого
развития дошкольников
Высказывания короткие
Отличаются непоследо-
вательностью
Состоят из фрагментов, логически
не связанных

между собой

Содержат низкий уровень информатив-
ности

Особенности речевого развития дошкольниковВысказывания короткиеОтличаются непоследо-вательностьюСостоят из фрагментов, логически не связанных между собойСодержат низкий уровень информатив-ности

Слайд 5Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию

связной речи детей

Прием наглядного
моделирования,
мнемотаблицы-
схемы

Пересказ
художественной
литературы

Заучивание
стихов

Дидактические
игры

Обучение
составлению
рассказов
(составление
рассказов по картинам
и серии картин,
описательный,
творческий
рассказ)

Отгадывание
и загадывание
загадок

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детейПрием наглядного моделирования,мнемотаблицы-схемыПересказхудожественной литературыЗаучиваниестиховДидактические

Слайд 6 В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим

способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

Элементы схем, моделей

- предметные картинки

- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные
обозначения
контрастная рамка – приём
фрагментарного
рассказывания

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В

Слайд 7В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов

– пособие “Логико-малыш

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.



На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш   В

Слайд 8Дидактические игры
Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возраст
Цель: назвать

на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.

Дидактическая игра «Что это такое?»
средний возраст
Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.

Дидактические игрыДидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возрастЦель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение,

Слайд 9Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление,

воображение.

Днем светит …..
Ночью светит…..
В лесу много…

Дидактическая игра «Кто спрятался?»
Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение.
Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.

Дидактическая игра «Закончи предложение»Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.Днем светит …..Ночью светит…..В лесу много…Дидактическая

Слайд 10Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы

( младший, средний возраст)


Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
 

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицуПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы ( младший, средний возраст) Этап

Слайд 11ТЕРЕмок
(Мнемомодель сказки)

ТЕРЕмок(Мнемомодель сказки)

Слайд 16 В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим

способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

Этапы работы (старший возраст)


Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.
Этап 2. Каждая часть кодируется
Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В

Слайд 1710
11
12
Мнемокарта по сказке Г.Андерсена «Дюймовочка»

101112Мнемокарта по сказке Г.Андерсена «Дюймовочка»

Слайд 18Заучивание стихотворения
ПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в

ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.
Заучивание стихотворенияПТИЧКАПтичка над моим окошкомГнездышко для деток вьет,То соломку тащит в ножках,То пушок в носу несет.Птичка домик

Слайд 191. Рассматривание мнемотаблицы
2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми.



Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)


Загадки

1. Рассматривание мнемотаблицы2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками

Слайд 20ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность

к родовидовому понятию
•величина;• цвет• форма
• составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию•величина;• цвет•

Слайд 21ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

Слайд 22Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги

Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

Сравнительное описание

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети

Слайд 23Сравнительное описание яблока
и груши

Сравнительное  описание яблока  и груши

Слайд 24РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у

детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка
умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
отметить особенности композиционного фона картины,
додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ    Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной

Слайд 25ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Последовательность работы

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗПоследовательность работы

Слайд 26Использованная литература

Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного

возраста»

Т.В.Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»

Белоусова Л.Е
«Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники».

Журнал
«Детский сад. Все для воспитателя»2012 г.










Использованная  литератураТ.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.В.Большева «Учимся по сказке. Развитие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть