Презентация, доклад Мнемотехника как средство развития речи у дошкольников

Содержание

Что такое мнемотехника?Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Слайд 1МДОУ «Рысаковский детский сад «Малютка»,

старший воспитатель Пасечникова Наталья Брониславовна

«Мнемотехника как средство развития речи у дошкольников»

МДОУ «Рысаковский детский сад «Малютка»,

Слайд 2Что такое мнемотехника?


Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».



Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что такое мнемотехника?Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и

Слайд 3«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

Слайд 4Запомните и повторите набор слов:

Машина
Лук
Гусеница
Ландыш
Дорога
Маска
Волна
Радуга

Запомните и повторите набор слов:МашинаЛукГусеницаЛандышДорогаМаскаВолнаРадуга

Слайд 5туфли, книга, зонт, бусы.
Второй набор слов с картинками:
Солнце,
корабль,
слон,
кастрюля,


туфли,

книга,

зонт,

батон

туфли, книга, зонт, бусы.Второй набор слов с картинками:Солнце, корабль, слон, кастрюля, туфли, книга, зонт,батон

Слайд 6С помощью мнемотехники можно
решать следующие задачи:

Развивать

связную речь.

Развивать у детей умение с помощью графической
аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки,
стихи.

Обучать детей правильному звукопроизношению.

Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы:
мышление, внимание, воображение, память.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:   Развивать связную речь.   Развивать у детей

Слайд 7Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое

предложение.

Мнемотехника строится от простого к сложному:

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемотехника строится от простого к

Слайд 8Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ

в 2 - 4 предложения.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Слайд 9Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем

заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово

Слайд 10Мнемотаблица

Мнемотаблица

Слайд 11Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи у детей
Отгадывание

и загадывание загадок

МНЕМОТАБЛИЦЫ

Заучивание стихотворений

Дидактические игры

Пересказ художественных произведений

Обучение составлению рассказов

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи у детейОтгадывание и загадывание загадокМНЕМОТАБЛИЦЫЗаучивание стихотворенийДидактические игрыПересказ художественных

Слайд 12Последовательность работы с
мнемотаблицами:
 1 этап: рассматривание таблицы и разбор

того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Последовательность работы с   мнемотаблицами: 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2

Слайд 16Составление описательных рассказов
Рассказ о маме

Составление описательных рассказовРассказ о маме

Слайд 17«Как хлеб на стол пришёл»

«Как хлеб на стол пришёл»

Слайд 18Отгадывание загадок

Отгадывание загадок

Слайд 19Времена года

Времена года

Слайд 21Пересказ сказок, рассказов

Пересказ сказок, рассказов

Слайд 23 Мнемотаблицы

особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Слайд 24Этапы работы над стихотворением:
Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это стихотворение дети будут

учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
Рассказывание стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Этапы работы над стихотворением:Выразительное чтение стихотворения.Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение

Слайд 25Заучивание стихотворений


Бабушка
Бабушка очки надела,
У стола на стул присела,
Только в книжку заглянула,
Улыбнулась и заснула

Заучивание стихотворений

Слайд 26В магазине.

Посмотрите, в магазине.
Все игрушки на витрине.
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята.
Матрёшки, медвежата.
Все на полочках стоят,
С нами поиграть хотят!
В магазине.

Слайд 27Т.А. Ткаченко

Белка и ворона.
Белка по сосне скакала
И ворону увидала.
- Залезай ко мне в дупло
В нём и сухо и тело
Т.А. Ткаченко

Слайд 28Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных

звуков, облегчает запоминание и воспроизведение рифмованных текстов. Занятия проходят намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.
Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и воспроизведение рифмованных

Слайд 37Результаты.
У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать

тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Результаты.У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес

Слайд 38Источники литературы:
Журналы «Дошкольное воспитание» №12 за 2000 г.; № 3,10,12 за

2001г.; № 4,12 за 2002 г; Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление»; Серия «Психологическая служба», Книголюб. М. 2005 г.; Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» ; 2005 г. Тихомирова Л.Ф., «Познавательные способности детей 5-7 лет»; 2005 г. Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» ; Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006 г.
Источники литературы:Журналы «Дошкольное воспитание» №12 за 2000 г.; № 3,10,12 за 2001г.; № 4,12 за 2002 г;

Слайд 39

«Муха – чистюха» Ян Бжехва

Жила – была Муха – чистюха.
Всё время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник – в вишнёвой наливке
Во вторник – в томатной подливке,
В среду – в лимонном желе,
В четверг – в киселе и в смоле,
В пятницу – в простокваше,
В компоте и в манной каше,
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: - Я больше не в силах!
Ужжасно, жжужжасно устала,
Но кажется чище не стала!
 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть