Слайд 1МДОУ «Рысаковский детский сад «Малютка»,
старший воспитатель Пасечникова Наталья Брониславовна
«Мнемотехника как средство развития речи у дошкольников»
Слайд 2Что такое мнемотехника?
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Слайд 3«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Слайд 4Запомните и повторите набор слов:
Машина
Лук
Гусеница
Ландыш
Дорога
Маска
Волна
Радуга
Слайд 5туфли, книга, зонт, бусы.
Второй набор слов с картинками:
Солнце,
корабль,
слон,
кастрюля,
Слайд 6С помощью мнемотехники можно
решать следующие задачи:
Развивать
связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической
аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки,
стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы:
мышление, внимание, воображение, память.
Слайд 7Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое
предложение.
Мнемотехника строится от простого к сложному:
Слайд 8Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ
в 2 - 4 предложения.
Слайд 9Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 11Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи у детей
Отгадывание
и загадывание загадок
МНЕМОТАБЛИЦЫ
Заучивание стихотворений
Дидактические игры
Пересказ художественных произведений
Обучение составлению рассказов
Слайд 12Последовательность работы с
мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор
того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Слайд 16Составление описательных рассказов
Рассказ о маме
особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Слайд 24Этапы работы над стихотворением:
Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это стихотворение дети будут
учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
Рассказывание стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Слайд 25Заучивание стихотворений
Бабушка
Бабушка очки надела,
У стола на стул присела,
Только в книжку заглянула,
Улыбнулась и заснула
Посмотрите, в магазине.
Все игрушки на витрине.
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята.
Матрёшки, медвежата.
Все на полочках стоят,
С нами поиграть хотят!
Белка и ворона.
Белка по сосне скакала
И ворону увидала.
- Залезай ко мне в дупло
В нём и сухо и тело
Слайд 28Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных
звуков, облегчает запоминание и воспроизведение рифмованных текстов. Занятия проходят намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.
Слайд 37Результаты.
У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать
тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Слайд 38Источники литературы:
Журналы «Дошкольное воспитание» №12 за 2000 г.; № 3,10,12 за
2001г.; № 4,12 за 2002 г; Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление»; Серия «Психологическая служба», Книголюб. М. 2005 г.; Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» ; 2005 г. Тихомирова Л.Ф., «Познавательные способности детей 5-7 лет»; 2005 г. Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» ; Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006 г.
«Муха – чистюха» Ян Бжехва
Жила – была Муха – чистюха.
Всё время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник – в вишнёвой наливке
Во вторник – в томатной подливке,
В среду – в лимонном желе,
В четверг – в киселе и в смоле,
В пятницу – в простокваше,
В компоте и в манной каше,
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: - Я больше не в силах!
Ужжасно, жжужжасно устала,
Но кажется чище не стала!