Слайд 1«Методы и приёмы формирования
коммуникативной компетентности
младших школьников»
Подготовила
учитель начальных классов
Первой
квалификационной категории
Салова Марина Николаевна
Слайд 2Мы рождены,
чтобы жить совместно;
наше общество – свод из камней,
который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
(Сенека)
Слайд 3Коммуникативные навыки
открытость, честность, прямота высказываний;
умение слушать другого человека;
- способность к поиску
компромисса;
- умение настаивать на своем;
- навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым;
- умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.
Слайд 4
Монологические формы
рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;
выступать c
подготовленной или неподготовленной заранее речью;
делать сообщения;
высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.
Слайд 5Диалогические формы
все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в
парах, беседа в группах);
-дискуссии, споры;
-ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего);
- учебные исследования и учебные проекты;
- выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.
Слайд 6На первом этапе
учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие
умения:
готовность учащихся участвовать в урочном общении;
отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;
задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
Слайд 7На втором этапе
учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и четкость речевого
высказывания;
отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому;
умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
в ступать в контакт с другими.
Слайд 8На третьем этапе
уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- умение вести
беседу в паре, группе;
умение вести конструктивный диалог, дебаты;
умение участвовать в дискуссии;
участвовать в конференциях, играх.
Слайд 9
Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности:
общительность ,терпимость, доброжелательность,
принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.
Слайд 10Методы и приемы парной и групповой работы
- Приём коллективного диалога
- Приём
ассоциативного ряда
- Приём «Контролёр»
- Игра «Интервью»
- Приём «Пчелиный улей»
- Приём «Пила»
- Метод «Вертушка»
- Диалог при организации групповых дискуссий
- Исследовательская работа
- «Репортаж с места событий»
Слайд 11Приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества
- этика вербального обращения к ученику
стимулирующее общение, вызывающее радость ученика;
- дорисовывание;
- доверие ученику;
Слайд 12Работа в группах
Предвидение текста по названию и опорным словам.
По названию и
опорным словам определите содержание рассказа.
«Трудно быть человеком»
Из леса, хуторок, колодец, отдохнуть, поблагодарить, повернулась.
Слайд 13 «Репортаж с места событий»
В игре участвует несколько человек: корреспондент и
герои сказки «Теремок». Происходит жеребьевка. Распределяются роли. Участники должны рассказать о происшествии со своей точки зрения, ответить на вопросы корреспондента:
Слайд 14Рефлексия
Метод «Микрофон»
(Что понравилось на занятии)
Оцени своё настроение после заданий