Презентация, доклад Методика обучения конструированию из строительного материала детей младшего и среднего дошкольного возраста

Содержание

Основные цели и задачи конструктивно-модельной деятельности

Слайд 1Методика обучения конструированию из строительного материала детей младшего и среднего дошкольного

возраста

Автор: Попова Алена Сергеевна,
воспитатель,
структурное подразделение
Шарчинский д/с «Радуга»
МБОУ Шарчинской СОШ
Тюменцевского района

Методика обучения конструированию из строительного материала детей младшего и среднего дошкольного возрастаАвтор: Попова Алена Сергеевна,воспитатель, структурное подразделение

Слайд 3Основные цели и задачи конструктивно-модельной деятельности

Основные цели и задачи конструктивно-модельной деятельности

Слайд 4Основные приемы обучения конструированию

Основные приемы обучения конструированию

Слайд 5Этапы становления детского конструирования

Этапы становления детского конструирования

Слайд 6Примерный набор материалов и оборудования
Комплект больших мягких модулей (22-52 элемента)
Крупногабаритные напольные

конструкторы

Набор мелкого строительного материала (от 62 до 83 элементов)

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

Наборы игрушек для обыгрывания построек

Примерный набор материалов и оборудованияКомплект больших мягких модулей (22-52 элемента)Крупногабаритные напольные конструкторыНабор мелкого строительного материала (от 62

Слайд 7Содержание психолого-педагогической работы

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
В

процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.
Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Содержание психолого-педагогической работыВторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)В процессе игры с настольным и напольным

Слайд 8Прохождение программы. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Прохождение программы.  Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Слайд 9Тематика построек второй группы раннего возраста

Тематика построек второй группы  раннего возраста

Слайд 10Содержание психолого-педагогической работы
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Подводить детей к

простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома-улица; стол, стул, диван - мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Содержание психолого-педагогической работыМладшая группа (от 3 до 4 лет)Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные

Слайд 11Прохождение программы. Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Прохождение программы. Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Слайд 12Тематика построек второй младшей группы

Тематика построек второй младшей группы

Слайд 13Методы и приемы обучения конструированию второй группы раннего возраста и младшей

группы

В конце каждого занятия воспитатель показывает детям, как играют с данной постройкой, и предоставляет эту возможность (2-3 мин). Использование игрушки для обыгрывания построек. Поскольку младшие не могут учитывать при конструировании размеры, игрушка должна соответствовать размерам деталей.
С целью усвоения названия деталей строительного материала используются не только занятия, но и процесс уборки материала после занятий и игр, дидактические игры: «Чего не стало» и др.
Использование в конструктивной деятельности стихотворений, потешкек, сюжетов знакомых сказок для повышения интереса.
Контроль за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали, помощь советом, вопросом, иногда и практическим действием. Если многие дети не могут выполнить задание, или есть общие ошибки, используется повторное объяснение и показ, акцентируя при этом внимание на моментах, вызывающих затруднения.
Анализ результатов (правильность и аккуратность построек) и процесса: как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.
Показ детям, как разбирать постройки и укладывать материал на место.

Методы и приемы обучения конструированию второй  группы раннего возраста и младшей группыВ конце каждого занятия воспитатель

Слайд 14Методы и приемы обучения конструированию второй группы раннего возраста и младшей

группы

В начале года занятия проводятся с группами по 4-6 детей. Постепенно количество в группах увеличивается, а со второй половины года занятия проводятся со всей группой.
Используются информационно-pецептивный и репродуктивный методы обучения; демонстрация образца, выполненного воспитателем, показ и объяснение процесса возведения постройки.
Перед началом обучения знакомство детей с изображаемым предметом как в целом, так и с частями, объяснение их фактического назначения. Целенаправленное рассматривание предметов дает возможность детям успешно воспроизводить их в своих постройках.
В начале каждого занятия образец рассматривается в целом. Затем выделяются части, из которых состоит образец, определяются форма этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу. Далее выделяются отдельные детали этих частей и их пространственное расположение.
Анализируя образец, воспитатель ставит задачу не только научить детей отдельным техническим приемам и точно следовать образцу. Для этого им показывают различные варианты одной и той же постройки и различные способы ее выполнения.

Методы и приемы обучения конструированию второй  группы раннего возраста и младшей группыВ начале года занятия проводятся

Слайд 15Содержание психолого-педагогической работы
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Обращать внимание детей

на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - крыша и т. д.).
Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции.
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

Содержание психолого-педагогической работыСредняя группа (от 4 до 5 лет)Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг

Слайд 16Прохождение программы. Средняя группа (от 3 до 4 лет)

Прохождение программы. Средняя группа (от 3 до 4 лет)

Слайд 17Методы и приемы обучения конструированию средней группы
Использование информационно-рецептивного метода. При сооружении

новой конструкции, воспитатель посредством рассматривания окружающих объектов, иллюстраций знакомит ребят с самим объектом или его изображением, помогает выделять основные части и определять их практическое назначение.
При обследовании образца постройки, используя опыт детей, воспитатель помогает установить соответствие между предметом и его изображением в постройке. При этом к анализу привлекает самих детей, спрашивает, из каких частей состоит постройка и каково их практическое назначение, из каких деталей сделаны эти части, поправляет, если дети ошибаются, направляет, если кто-то затрудняется.
Давая детям задание придумать конструкцию, ориентируясь на строительный материал, имеющийся в их распоряжении, воспитатель организует предварительную короткую беседу: напоминает основные части, подчеркивает, что каждая может иметь свою конструкцию в зависимости от строительных деталей и от их расположения. Затем предлагает посмотреть имеющийся материал и решить, из каких деталей будут строить.


Методы и приемы обучения конструированию средней группыИспользование информационно-рецептивного метода. При сооружении новой конструкции, воспитатель посредством рассматривания окружающих

Слайд 18Методы и приемы обучения конструированию детей средней группы
На занятиях конструирования по

замыслу знакомый материал раскладывается на столах по формам, а рядом - различные мелкие игрушки: куклы, животные, транспорт. В начале занятия воспитатель выясняет, что дети хотят строить, для кого, из какого материала, в какой последовательности. Для начала дети должны отобрать необходимый материал и после этого приступить к строительству. Такое обговаривание приучает детей к предварительному обдумыванию конструкций своих построек и процесса реализации замысла. Воспитатель следит за ходом работы, помогает, поощряет тех, кто проявляет инициативу. Анализируя готовые постройки, особенно отмечает те, которые придумали дети.
Обучая детей конструированию по условиям (когда не дают готового образца постройки, а называют только тему и условия, которым она должна соответствовать), воспитатель предоставляет каждому возможность самостоятельно решить свою задачу.
Методы и приемы обучения конструированию детей средней группыНа занятиях конструирования по замыслу знакомый материал раскладывается на столах

Слайд 19 Тематика построек средней группы

Тематика построек средней группы

Слайд 20 Использованная литература:
Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в

детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика Синтез, 2010.

Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В. Б. Косминская и др. - М.: Просвещение, 2013.

Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; под ред. Т. С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Использованная литература: Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические

Слайд 21Спасибо за внимание!
«Если ребенок не научится сам ничего творить,
то в

жизни он всегда будет только
подражать и копировать»
Л.Н. Толстой
Спасибо за внимание!«Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть