Слайд 1«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников,
расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» Гузеев
Метод проектов в
практике учителя
начальной школы
Извольской Л.Ю.
Слайд 2Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой
лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Слайд 3Цели и задачи проектного метода.
Основная цель проектного метода в начальной школе
является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Слайд 4Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие
творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Слайд 5Задачи исследовательской деятельности:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные
методы решения проблем с помощью взрослого;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Слайд 6Сущность метода проектов
Проблемная ситуация
Поиск способов решения
(выдвижение гипотез)
ПРОБЛЕМА
Исследовательская,
поисковая пр. деятельность
Оформление результатов
Защита
проекта
Прогнозирование новых проблем
Слайд 7Основные условия применения методов
проектов:
существование новой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского
поиска и применения интегрированного знания;
значимость предлагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
применение творческих, исследовательских методов при проектировании;
структурирование этапов выполнения проектов;
самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Слайд 8Виды проектов
в начальной школе:
проекты наблюдения;
проекты рассказы;
конструктивные проекты;
экскурсионные проекты.
Слайд 9Урок в режиме проектного обучения
Этапы работы методом проектов:
Мотивационный
Планирующий
Информационно-операционный
Рефлексивно-оценочный
Слайд 10Требования к проектам и идеи проектирования.
Проектный метод должен содержать:
предмет поиска решения
проблемы;
поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
аналитическую работу над собранными фактами;
выводы;
корректировку первоначального направления;
дальнейший поиск информации;
анализ новых фактов; обобщение;
заключение; оформление результатов; презентация;
внешняя оценка, рефлексия.
Слайд 11Примерное планирование работы учителя по подготовке проекта.
На основе изученных проблем детей
поставить цель проекта.
Разработать план движения к цели.
Привлечь специалистов к осуществлению соответ- ствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта уроков внеклассных занятий, игр и др. видов детской деятельности.
Домашние задания.
Презентация проекта, открытый урок.
Слайд 12Основные этапы разработки метода проектов.
Целеполагание.
Разработка проекта- план деятельности по достижению цели.
Выполнение
проекта- практическая часть.
Подведение итогов- определение задач для новых проектов
Слайд 14Проект
«Путешествие по Золотому кольцу России»
Цель проекта:
изучить часть исторического прошлого Родины, понять
значение слов «Малая Родина, Отечество», чувства гордости за свою Родину, заложить основы преемственности поколений
Слайд 16Перчаточная кукла. Творческий проект.
Вышивание крестиком.
Цель: развивать творческие и коммуникативные способности детей,
привить навыки сотрудничества с другими людьми, привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников.
Слайд 21Проект
«Старинный замок».
Цель проекта:
учить детей проектировать свою деятельность;
формировать познавательные процессы;
способствовать
гармоническому развитию личности ребенка;
развивать творческое воображение, образное мышление, внимание;
выполнить поделки основных элементов замка по чертежам.
Слайд 25«Поможем зимующим птицам»
формирование гуманного отношения ко всему живому;
развитие стремления к знаниям,
создание мотивации к обучению;
создать «птичьи столовые» и отдельные кормушки;
Совершенствовать знания о птицах, о природе и ее защите.
Слайд 28Критерии внешней оценки проекта.
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
Слайд 29Критерии оценки метода проектов (продолжение).
характер общения и взаимопомощи участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов.
Слайд 30Что мне дал метод проектов.
Метод проектов позволил мне:
обучить детей находить некую значимую для них проблему и решать её путем творческого поиска и применения интегрированного знания;
подвести ребят к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической , творческой и познавательной деятельности;
развить творческие, исследовательские способности и применить их на практике;
научить детей алгоритму выполнения этапов проекта;
создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.
Слайд 32Презентацию выполнила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 14»
Извольская
Людмила Юрьевна
декабрь
2012 г.