Слайд 1Мастер – класс
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Слайд 2
« Что бы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь»
В.Ключевский
Зубовой Риммы Александровны
учителя начальных классов
МАОУ СОШ № 30
Асбестовского городского округа
Презентация опыта работы
Слайд 3 обобщение и передача опыта своей работы по ТРКМЧП.
Цель занятия:
Слайд 4Задачи:
совместная отработка методических приемов ;
оказание реальной помощи участникам мастер – класса
в определении путей использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Слайд 5Планируемый результат:
формирование мотивации и познавательной потребности педагогов в моделировании уроков в
технологии развития критического мышления;
умение находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы.
Слайд 6Главная педагогическая идея
Включение учащихся в творческую и исследовательскую деятельность, где предполагается
формирование полноценной мыслительной деятельности ученика, иными словами, где школьник учится мыслить – основной путь современного развивающего обучения.
Слайд 7Результаты развития мышления
2 класс (2010/11 уч.г.)
Слайд 8Проблема
Необходимость определения методов и приёмов для формирования аналитического, критического мышления учащихся.
Слайд 9Во – первых – это мышление самостоятельное.
Во – вторых – это
мышление обобщенное.
В – третьих – это мышление проблемное и оценочное.
В - четвертых – это мышление аргументированное.
В – пятых – критическое мышление есть мышление социальное.
/ Д. Клаустер /
Критическое мышление имеет 5 характеристик:
Слайд 10
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к
процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Слайд 11Основа технологии развития критического мышления:
Три фазы:
Вызов
Осмысление новой информации
Рефлексия
Слайд 121 ФАЗА: «ВЫЗОВ»
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
актуализация имеющихся
знаний, представлений;
пробуждение познавательного
интереса
к изучаемой теме;
учащиеся определяют направления в
изучаемой теме.
Слайд 13Вызов
возможные приемы и методы:
ассоциация;
составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым
словам;
систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.
Слайд 14
Лев Николаевич Толстой
1828 - 1910
Слайд 15Приём «Ассоциация»
Л.Н.Толстой
писатель
рассказы сказки басни
разножанровый
Слайд 16«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Л. Толстой «Зайцы» -
2 класс
Слайд 17Приём «Кластер»
Рассказы Л.Н. Толстого
художественные научно-познавательные
вызывает чувства сообщает факты
Слайд 192 ФАЗА: «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
организация активной работы с текстом;
удовлетворение познавательных «запросов»;
формирование отношения к тексту.
Слайд 20
Биография Л.Н.Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий русский
писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей.
Великий русский писатель прожил 82 года. За свою долгую жизнь он написал много книг, в которых рассказал о мыслях, чувствах, желаниях, настроениях самых разных людей… Книги Л.Н.Толстого в зале библиотеки занимают несколько книжных полок! Казалось, для того, чтобы совершить такой труд, нужно было прожить не одну, а две или три долгих жизней. Среди множества его книг есть такие, которые были особенно дороги писателю. Это книги, которые он написал для детей.
В своей усадьбе Ясная Поляна Лев Николаевич Толстой организовал школу для крестьянских детей, где сам был учителем истории. Для учеников яснополянской школы он написал азбуку. По этой азбуке и учились читать наши прабабушки и прадедушки.
Слайд 21Осмысление содержания
возможные приемы и методы:
метод «Чтение с пометками»
V –
уже знал;
+ - узнал новое;
? – хочу узнать;
(по мере чтения, их ставят на полях справа)
Слайд 22
Приём «Предположение»
Л.Толстой «Комар и Лев» – 3 класс
Слайд 23 «Чтение с остановками»
Схема реализации приема «Чтение с остановками» :
1.
Вызов.
Почему именно так называется произведение?
Что может произойти в рассказе с таким названием?
(прогноз его содержания и проблематики; рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);
2. Осмысление. Учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения.
Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
Слайд 25аргументы
аргументы
аргументы
аргументы
Т
Е
М
А
предположения
предположения
аргументы
Слайд 26Л.Толстой «Комар и Лев» - 3 класс
Слайд 28 «Кто? Что? Где? Когда? Почему?"
СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА
Это простой и знакомый
прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Слайд 293 ФАЗА: «РЕФЛЕКСИЯ»
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
соотнесение старых и новых
представлений;
обобщение изученного
материала;
определение направлений для
дальнейшего изучения темы.
Слайд 30Рефлексия
*заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-
следственных связей между блоками информации;
*возврат к
ключевым словам, верным и неверным
утверждениям;
*ответы на поставленные вопросы;
*организация устных и письменных круглых столов; *организация различных видов дискуссий;
*написание творческих работ (пятистишия - синквейны,
эссе);
*исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Прим.: работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Слайд 31Синквейн.
Синквейн - это способ творческой рефлексии в стихотворной форме,
который позволяет
в художественной форме оценить изученное понятие,
процесс или явление.
1. Первая строка – ключевое слово ( одно существительное, местоимение).
2. Вторая строка – описание темы (два прилагательных).
3. Третья строка - описание действия (три глагола, деепричастия...)
4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка - это синоним (метафора), ассоциация (одно слова, которое повторяет суть.
Слайд 32Составьте синквейн на тему басня
басня
подсказывает
Басня учит мудрости жизни.
Мораль
короткая
учит
мудрая
осуждает
Слайд 33Закончить маленькую сказку
Как _____ в лесу!
За деревьями мелькают _________ .
Кричат в
ночи _____ .
А маленький ________ не боится!
Скоро __________ !
Вот заскрипел ____ .
Это идёт ___________.
С какой радостью ______ ______ ______ .
Слайд 34«Ключевые слова»
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами,
в том числе и хорошо известными, "например, "ключевые слова", при чем это могут быть не только слова, но и словосочетания, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Слайд 35СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ, ИСПОЛЬЗУЯ
«ключевые слова»:
млекопитающее
хищник
семейные группы
большая грива
от 150 до 250 кг
степи
и саванны
семейство насекомых
двукрылое
кровососущее
от 25 до нескольких сотен яиц
личинки живут в воде
Слайд 36Новое в понимании КМ
Открытость для новых идей
Стремление к избеганию ошибок в
собственных суждениях
Знание разницы между возможно правильным и неправильным решением
Осознание своего непонимания
Разграничение обоснованных и необоснованных ошибок
Слайд 37Степень овладения осознанностью чтения.
Слайд 38Результаты деятельностно-коммуникативной составляющей учащихся первой ступени.
Слайд 39Участие в мероприятиях Фестиваля
«Юные интеллектуалы Среднего Урала»
Слайд 41Полезные источники
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. –
М., Просвещение, 2004.
Кузнецова Т.А., Рудкова С.Г. Современные тенденции литературного образования младших школьников // Начальная школа 2010. № 2. С. 23
Лушина Е.А. К вопросу о методическом сопровождении курса литературного чтения//Начальная школа 2002. №5 . С.41
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
http://lib.1september.ru/articlef.php?ID=200600208
http://doob-054.narod.ru/RCMChP.html
www.kmspb.narod.ru – сайт Санкт-Петербургского представительства российской ассоциации RWCT
www.ct-net.net – сайт России – ассоциированного участника международного консорциума RWCT (требуется предварительная регистрация)