Слайд 1Педагогический практикум
«Приобщение к национально -культурным традициям кубанского казачества по средствам
изучения декоративно прикладного искусства»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 Берёзка» посёлка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
Петриковская роспись.
Подготовил педагог дополнительного образования
Гулюшкина Анна Викторовна
Слайд 2Историческая справка
Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно,
как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.
Поэтому, при знакомстве с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, иногда очень сложно назвать автора.
Но время не стоит на месте: появляются новые фамилии, возрождаются новые ранее забытые художественные ремёсла, разрабатываются их современные варианты.
Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственного его становления, воспитании чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.
Народное декоративно-прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России, а следовательно, и мира. Утрата традиций любого народа может явиться исчезновением самого этноса с этнографической карты мира.
Слайд 8Основные мотивы Петриковской росписи.
В основном в мотивах Петриковских росписей преобладают растительные
узоры: от простой хвои, «сосенки», обведённой контуром и превращенной в лиственную ветку, до сложных венков, букетов, гирлянд. Целое дерево в украинской росписи не встречается, зато часто попадаются гирлянды из листьев дуба, клёна, хмеля, барвинка, огуречника и винограда.
На Украине расписывали не только внутренние стены хаты и печи, но и наружные стены, глиняный пол, сени, орнаментом обрамляли окна и двери, если у них отсутствовал деревянный наличник. Иногда роспись использовалась как фриз под «стрихом», на месте карниза, где солома крыши соприкасается со стеной, реже как украшение на угловых частях хаты и в простенках, и даже на хозяйственных постройках;
Внутри хаты живописная роспись орнаментального характера покрывала главным образом верхнюю часть печи (грубы) — дымоход (комин), простенки между окнами под рушниками, угол, где располагалась кровать, и изредка потолок ближе к красному углу и «сволоки» — несущие балки потолка хаты.
Но, в любом случае, орнамент наружной росписи чаще всего прост и сдержан по рисунку, тогда как орнамент внутри хаты — сложен и причудлив.
На Кубани украшали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто имитировала ковёр над кроватью) и печь. Хотя иногда встречались расписанные ульи и курятники, но расписывать их стали позже, когда основной массе сельчан стали доступны масляные краски, потому что растительные краски, лежащие в основе Петриковки, быстро выгорали на солнце и смывались дождями.
В основном Петриковской росписью занимались женщины и молодые девушки.
Слайд 10Краски и кисти.
Краски получали из соков и отваров растений: свёклы, моркови,
различных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из «котячего хвоста», тростниковой палочкой или комком тряпки («вихоть»). «Вихоть», опуская в краску, прижимали к стенке и получали красочное пятно неопределённой формы.
Слайд 11основные приемы росписи.
Точно так же в качестве штампа использовали разрезанную картофелину
или свёклу, с внутренней стороны которых вырезывали какой-нибудь орнамент. Для передачи круга использовалась круглая посуда, например, сковорода.
Цветы и листья чаще всего писались пальцем. Имитацию шероховатой поверхности хозяйка достигала торцеванием или набрызгом с помощью связки колосьев. И, наконец, самые тонкие элементы орнамента выписывались тростниковой палочкой
Хотя в основе декоративной Петриковской росписи лежит растительный узор — «марафет», но в меру своих изобразительных способностей мастерица могла изобразить фигурки животных и людей. В большинстве своём они носят стилизованный характер, как заметил еще Гоголь, «птицы выходят похожими на цветы, а цветы на птиц».