Слайд 1Оценка достижения
планируемых результатов
в начальной школе
«Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов
по русскому языку»
Серова Н. В.
МОАУ СОШ №12 г. Нефтекамск
Слайд 2
«Именно через изменение способа оценивания образовательных результатов можно и нужно
начинать реформировать школу. …
И начинать это делать надо было ещё «вчера». Каждому учителю, лучше – школе. Дожидаться того, что эти изменения будут инициированы властью, смысла, как мне кажется, нет».
А.А.Каспржак
Оценивание на уровне школы
как инструмент управления достижениями учащихся
Слайд 3Наша контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и
не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться.
Слайд 4ЧАСТЬ 1
Система заданий по математике и русскому языку, ориентированных на
оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформиро-ванных предметных знаний и умений, а также сформированных УУД
Комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
ЧАСТЬ 2 – система заданий по предметам:
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Окружающий мир
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч.
Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
Слайд 5Планируемые результаты начального общего образования
под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой
В пособии представлены :
планируемые
результаты освоения учебных программ по отдельным предметам
примеры заданий для итоговой оценки
достижения планируемых результатов
Слайд 6Три блока целей
Цели-ориентриры
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Слайд 7Функции оценивания
Оценивание – это обратная связь.
Оценивание – это навигатор.
Ученики узнают,
какого уровня они достигли и какой род знаний является наиболее ценным. Таким образом оценивание служит для них ориентиром.
.
Слайд 8Методы оценивания
Наблюдение
Оценивание процесса выполнения
Выбор ответа
Открытый ответ
Портфолио
Вопросы для самоанализа
Слайд 9Накопленная оценка: портфель достижений
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
диктанты, изложения, сочинения
аудиозаписи монологов, диалогов
дневники
читателя
иллюстрированные авторские работы
материалы самоанализа и рефлексии
математика
математические диктанты
мини-исследования и мини-проекты,
модели, решения задач
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Окружающий мир
дневники наблюдений
мини-исследования и мини-проекты
интервью, творческие работы
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Музыка
ИЗО
Технология
аудио-, фото- и видео-материалы
продукты собственного творчества
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Выборки детских работ
Физическая
культура
видео-материалы
дневники наблюдений и самоконтроля
самостоятельные работы
материалы самоанализа и рефлексии
Примерный состав
Выборки детских работ
Результаты стартовой
диагностики
Материалы текущей
оценки: листы наблюде-
ний, оценочные листы
Результаты и материа- лы тематических работ
Результаты и матери-
алы итогового контроля
Достижения во внеучеб-
ной деятельности
Слайд 10Уровни достижения
планируемых результатов
Базовый (опорный) уровень
Повышенный (функциональный) уровень
Слайд 11
Содержательная линия
« Система языка»
«Орфоэпия»
«Фонетика и графика»
«Состав слова
( морфемика)»
«Лексика»
«Морфология»
« Синтасис»
Содержательная линия»
"Орфография и пунктуация»
Содержательная линия « Развитие речи»
Слайд 12Планируемые результаты.
Пример
РУССКИЙ ЯЗЫК. РОДНОЙ ЯЗЫК
Выпускник на ступени начального
общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языка: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Слайд 13Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов
Содержательная линия «Система
языка»
Раздел « Фонетика и графика»
Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка.
Умения, характеризующие достижение данного результата:
различать гласные и согласные звуки,
различать твердые и мягкие согласные звуки,
различать звонкие и глухие согласные звуки,
характеризовать заданный звук,
группировать звуки по заданному основанию
Слайд 14Задание базового уровня
В каком ряду все слова начинаются с согласного звука?
Обведи номер ответа:
1) часы, филин, искра, льдины;
2) яма, ветер, цифра, йогурт;
3)химия, щенок, экран, бублик;
4) мячик, эскимо, живот, яхта.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Слайд 15Задание базового уровня
В каком ряду все слова начинаются с согласного звука?
Обведи номер ответа:
1) часы, филин, искра, льдины;
2) яма, ветер, цифра, йогурт;
3)химия, щенок, экран, бублик;
4) мячик, эскимо, живот, яхта.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Слайд 16Задание повышенного уровня.
Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука.
Утихнет
непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево – еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку оставила. Но главную еду белка еще с осени в кладовочке запасла – в дупле старого дерева.
Критерий достижения планируемого результата: записано не менее четырех нужных слов, ненужные слова не записаны.
Слайд 17Задание повышенного уровня.
Выпиши из текста все слова, начинающегося с гласного звука.
Утихнет
непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево – еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку оставила. Но главную еду белка еще с осени в кладовочке запасла – в дупле старого дерева.
Критерий достижения планируемого результата: записано не менее четырех нужных слов, ненужные слова не записаны.
Слайд 18Раздел « Состав слова ( морфемика)»
Выпускник научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать
родственные( однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
Выпускник получит возможность научиться:
-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Слайд 19Раздел « Состав языка ( морфемика) »
Планируемый результат: различать изменяемые и
неизменяемые слова
Задание базового уровня.
Найди слово, которое не изменяется.
Обведи номер ответа:
1) окно 2) небо 3) пальто 4) зеркало
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ
Слайд 20Раздел « Состав языка ( морфемика) »
Планируемый результат: различать изменяемые и
неизменяемые слова
Задание базового уровня.
Найди слово, которое не изменяется.
Обведи номер ответа:
1) окно 2) небо 3) пальто 4) зеркало
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ
Слайд 21Задание повышенного уровня
Запиши в нужный столбик таблицы слова.
Слова:
метро, дно, кино, пальто, пианино, чучело, добро, золото.
Критерий достижения планируемого результата: все слова записаны в нужный столбик, при этом допускается, что одно из слов никуда не вписано.
чучело
дно
добро
золото
кино
пальто
пианино
Слайд 22Раздел « Лексика»
Выпускник научится:
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова
по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Слайд 23. Задание базового уровня
Подчеркни слова, для понимания точного значения которых тебе
нужно обратиться к словарю.
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу Россию – не пропустите возможность посмотреть на колокольню в Калязине.
Рядом с лиственницей уходят лиственные в опад, почти как гибнут.
Слайд 24. Задание базового уровня
Подчеркни слова, для понимания точного значения которых тебе
нужно обратиться к словарю.
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу Россию – не пропустите возможность посмотреть на колокольню в Калязине.
Рядом с лиственницей уходят лиственные в опад, почти как гибнут.
Слайд 25
Образец правильного ответа: среди подчеркнутых обязательно есть слова окоем и опад.
Критерий
достижения планируемого результата: подчеркнуто одно из нужных слов.
Слайд 26Задание базового уровня
Прочитай текст. Выпиши из текста объяснение выделенных слов.
В мастерской художника.
Как работает художник? Берет кисти, закрепляет бумагу или натягивает на раму холст, выбирает краски.
Чтобы на картине цвели сады, он пробует на листе бумаги нежную акварель – водяную краску: голубую, белую, светло- зеленую. А если живописец хочет создать портрет человека, он пишет картину на льняном холсте маслом – так художники называют масляные краски.
Слайд 27
Образец правильного ответа:
Акварель – водяная краска.
Живописец - художник.
Масло – масляные краски.
Критерий
достижения планируемого результата:
Записано значение не менее двух слов
Слайд 28Раздел « Морфология»
Планируемый результат: определять грамматические признаки глаголов – число, время
, род (в пр. вр. ), лицо
(в наст. и буд. вр. ), спряжение.
Умение, характеризующее достижение этого результата:
Определять число, время, род ( в пр. вр), лицо ( в наст. и буд. вр.) глаголов и находить глагол с заданными грамматическими признаками.
Слайд 29Задание базового уровня
Отметить v предложение, в котором есть глагол настоящего времени,
ед.числа, 3-го лица.
1) Луч солнца упал на замерзшую лужицу
2) Скоро появится на деревьях молодая листва
3) Сердце замирает от чудесных звуков песни
4) Белые сугробы сверкают на ярком солнце.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Слайд 30Задание базового уровня
Отметить v предложение, в котором есть глагол настоящего времени,
ед.числа, 3-го лица.
1) Луч солнца упал на замерзшую лужицу
2) Скоро появится на деревьях молодая листва
V 3) Сердце замирает от чудесных звуков песни
4) Белые сугробы сверкают на ярком солнце.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Слайд 31Задание повышенного уровня
Перед уроком Катя и Даша увидели на доске запись:
едете – едите.
Катя сказала, что это учительница записала
одно и то же слово, а на уроке попросит
определить, как писать правильно.
Даша сказала, что учительница записала
два разных слова, а на уроке попросит
придумать предложение с каждым из них.
Запиши, какая из девочек права, и выполни то задание, которое она предлагала.
Ответ: права _____. Выполнение задания:
_______________________________________
Слайд 32
Образец правильного ответа: права Даша; записаны предложения_______________
Критерий достижения планируемого результата: в
качестве правильного выбрано мнение Даши и с каждым из слов составлено и записано предложение.
Слайд 33 Содержательная линия
« Развитие речи»
Выпускник научится :
соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения
выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки.
Выпускник получит возможность
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Слайд 34Содержательная линия
« Развитие речи»
Планируемый результат: оценивать правильность/ уместность выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.
Слайд 35Задание базового уровня
В диалоге со своей учительницей Даша допустила три ошибки
в употреблении слов, Подчеркни слова, в которых Даша ошиблась.
- Привет, Даша!
- Привет, Нина Михайловна!
- Как прошли каникулы?
- Замечательно! Мы с мамой были в Москве. Это такой удивленный город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица.
Слайд 36Задание базового уровня
В диалоге со своей учительницей Даша допустила три ошибки
в употреблении слов, Подчеркни слова, в которых Даша ошиблась.
- Привет, Даша!
- Привет, Нина Михайловна!
- Как прошли каникулы?
- Замечательно! Мы с мамой были в Москве. Это такой удивленный город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица.
Слайд 37
Образец правильного ответа: подчеркнуты три слова в репликах Даши.
- Привет,
Даша!
Привет, Нина Михайловна!
Замечательно! Мы с мамой были в Москве. Это такой удивленный город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица.
Образец правильного ответа: подчеркнуты три слова в реплике Даши.
Критерий достижения планируемого результат: подчеркнуты любые два слова из указанных в образце ответа; иных подчеркнутых слов нет.
Слайд 38 Задание базового уровня
Планируемый результат: составлять план текста
Прошел слух,
что в городе появился злодей, который умеет открывать любые двери за две секунды. Забеспокоилась милиция.
Начались поиски преступника.
Наконец он был пойман. Каково же было удивление. Когда злодеем оказался маленький мальчик!
Он сознался, что пользовался особым ключиком.
- Отвечай, какой такой у тебя ключик?- грозно спросили его.
Мальчик потупился и прошептал:
Вежливое слово.
Какое такое слово? – спросили этого хитреца.
- Пожалуйста, - сознался мальчик.
Проверили, оказалось, что и правда перед вежливым словом открываются любые двери.
Слайд 39Обведи номер плана, который соответствует тексту.
Слайд 40Обведи номер плана, который соответствует тексту.
Слайд 41
Итоговая работа по русскому языку
1 часть- итоговый диктант.
Цель: дать оценку
способности обучающегося применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текста;
2 часть- проверочная работа.
Цель: оценить способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
диктант
Стоит чудесный май. Как хорошо кругом в эту весеннюю пору! Ласковое солнце греет землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. После тёплого дождя появилась зелёная трава. Синие, желтые, красные цветы подняли головки. В зелени травы белеют ландыши. Ты вдыхаешь тонкий запах нежных цветов.
Легкий ветерок играет в листве деревьев. С утра до позднего вечера поют свои песни птицы. Ты сразу узнаешь голос соловья. Как красиво он поёт! Легко льётся радостная песня. Всю ночь не смолкает самый удивительный в мире певец. ( 83 слова )
Слайд 43
Время выполнения итогового диктанта
45 минут
Рекомендации
по оценке выполнения итогового диктанта
Принцип оценивания:
1) «не справился»
2) «справился на базовом уровне»
не более 6 ошибок
3) «справился на повышенном уровне
не более 2 ошибок
Рекомендации по оценке выполнения итогового диктанта
1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок.
2. Исправления, допущенные учеником, ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы.
3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.
Слайд 45
Структура проверочной работы.
20 заданий
Первая группа – базовые задания (14 заданий)
Вторая группа – задания повышенного уровня (6 заданий)
* задания с выбором ответа
* задания с кратким ответом
* задания с развернутым ответом
Время выполнения работы
45 минут
Слайд 47
Оценка выполнения работы
В заданиях
с выбором ответа из 4 предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если он выбирает более одного ответа, то задание считается выполнено неверно.
2. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
3. выполнение каждого задания базового уровня сложности ( №1, 2, 4, 55, 7 – 10, 12, 13, 15, 18, 19) оценивается по дихотомической шкале:
1 балл – указан только верный ответ;
0 баллов – указан неверный ответ или несколько ответов.
4. Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№ 3, 6, 11, 14, 17, 20) оценивается по следующей шкале:
2 балла – приведен полный верный ответ;
1 балл – приведен частично верный ответ;
0 баллов – приведен неверный ответ.
Слайд 48
Максимальный балл- 26баллов (базовый уровень 14б, повышенной сложности -12б)
8б и менее - недостаточная предметная подготовка
9 – 16б – подготовка соответствует требованиям стандарта
более 16б – ученик демонстрирует способность выполнять задания повышенной сложности
Слайд 49
Выводы о достижении выпускников планируемых результатов:
Выпускник достиг опорного уровня подготовки по
русскому языку, необходимого для продолжения образования на следующей ступени.
Выпускник овладел опорной системой знаний по русскому языку, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Выпускник не овладел опорной системой знаний по русскому языку и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Слайд 50
Обведи номер предложения, в котором есть глагол настоящего времени,
единственного числа, 3-го лица.
1) После сильного дождя дорога была очень скользкой.
2) По тонкой ветке скатывается прозрачная капля.
3) В нашем саду ещё цветут чудесные гладиолусы.
4) Рыжая собака стояла и смотрела на нас.
Слайд 51
Обведи номер предложения, в котором есть глагол настоящего времени,
единственного числа, 3-го лица.
1) После сильного дождя дорога была очень скользкой.
2) По тонкой ветке скатывается прозрачная капля.
3) В нашем саду ещё цветут чудесные гладиолусы.
4) Рыжая собака стояла и смотрела на нас.
Слайд 52
В диалоге со своей учительницей Даша допустила три ошибки в
употреблении слов. Выпиши слова, в которых Даша ошиблась, рядом запиши слова, на которые их нужно заменить.
- Привет, Даша!
- Привет, Нина Михайловна!
- Как прошли каникулы?
- Замечательно! Мы с мамой были в Москве. Это такой удивленный город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица.
1) __________нужно заменить на _________
2)__________ нужно заменить на _________
3)__________ нужно заменить на __________
Слайд 53 Задание базового уровня
Прошел слух, что в городе появился
злодей, который умеет открывать любые двери за две секунды. Забеспокоилась милиция.
Начались поиски преступника.
Наконец он был пойман. Каково же было удивление. Когда злодеем оказался маленький мальчик!
Он сознался, что пользовался особым ключиком.
- Отвечай, какой такой у тебя ключик?- грозно спросили его.
Мальчик потупился и прошептал:
Вежливое слово.
Какое такое слово? – спросили этого хитреца.
- Пожалуйста, - сознался мальчик.
Проверили … .
Слайд 54Обведи номер предложения, которое должно быть последним в этом тексте.
1) Оказалось,
что мальчик говорит неправду, потому что вежливое слово не может открывать двери.
2) Оказалось, что маленький мальчик может быть злодеем и преступником
3) Оказалось, зря все поверили маленькому мальчику, потому что он не мог открывать любые двери за две секунды.
4) Оказалось, что и правда перед вежливым словом открываются любые двери.
Слайд 55Обведи номер предложения, которое должно быть последним в этом тексте.
1) Оказалось,
что мальчик говорит неправду, потому что вежливое слово не может открывать двери.
2) Оказалось, что маленький мальчик может быть злодеем и преступником
3) Оказалось, зря все поверили маленькому мальчику, потому что он не мог открывать любые двери за две секунды.
4) Оказалось, что и правда перед вежливым словом открываются любые двери.
Слайд 56Напиши несколько предложений ( 4-5) о том, зачем в языке существуют
вежливые слова и чем они помогают.
Слайд 57Вежливые слова
В слове заключена великая сила, особенно в вежливых словах.
Доброе слово
всегда поможет в трудную минуту. Когда люди говорят
вежливые слова, на душе становится теплее, радостнее, светлее. Надо не только говорить слова, но и совершать добрые поступки. Надо помогать людям.
Слайд 58Подумайте, как бы вы ответили на следующие вопросы:
Из чего складывается итоговая
оценка и как ее планируется проводить?
Как принимается решение об успешном завершении начального этапа обучения и переводе выпускника на следующую ступень?
Сохраняется ли без изменения традиционная 5-балльная шкала отметок?
Является ли невыполнение учащимися заданий повышенной сложности препятствием для перехода на следующую ступень обучения?
Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе?
Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения?
Как предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта?
Как разрабатываются и используются измерители?
Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы:
Слайд 59Ваше понимание ключевых ценностей оценивания
Оценивание должно быть валидным
Оценивание должно быть
надежным
Оценивание должно быть справедливым
Оценивание должно быть развивающим
Оценивание должно быть своевременным
Оценивание должно быть эффективным