Слайд 1
Адаптация
первоклассников
к школьному
обучению
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №68
г.Хабаровск
Гудым Екатерина Григорьева
Слайд 2Этапы адаптации:
1 этап (первая-вторая недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех систем
организма.
2 этап (третья-четвёртая недели) – неустойчивое, постепенное приспособление.
3 этап (пятая-шестая недели) – относительно устойчивое приспособление.
Слайд 3Показатели трудностей адаптации.
«Школьный стресс»:
Выраженное утомление – у 40%.
Неврозоподобные реакции (нарушение
сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе – до 75% детей в начале учебного года.
Ухудшение состояния здоровья.
Слайд 4Показатели трудностей адаптации.
«Школьный стресс»:
Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность ,
вялость или перевозбуждение, раздражительность).
Трудности в усвоении программы.
Проблемы в отношениях со сверстниками, учителем.
Слайд 5Успешность адаптации зависит от
готовности к обучению в школе в свете
Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Слайд 6Виды универсальных учебных действий по новым ФГОС
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 7Готовность к школе
1. Социальная готовность (коммуникативные
УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение
слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга,
договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу
и эффективно сотрудничать,
строить отношения
как с учителем, так и со сверстниками.
Слайд 8Готовность к школе
2. Личностная готовность
предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.
По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование
и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.
Главное в первом классе - это
формирование учебной мотивации:
развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.
Слайд 9Готовность к школе
3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умения управлять
познавательной и учебной деятельностью
Первоклассник должен быть готов:
- Внимательно слушать задания, инструкции
- Ставить цель перед выполнением задания
- Планировать способы его выполнения
- Контролировать правильность выполнения
- Корректировать (исправлять) свои действия
- Оценивать успешность своей работы
Слайд 10Готовность к школе
4. Интеллектуальная, умственная готовность
предполагает сформированность
познавательных УУД:
исследование, поиск,
отбор
и систематизация необходимой информации,
моделирование, структурирование,
обобщение и практическое применение изучаемого материала,
развитие мыслительных операций.
Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышления, а не сумма знаний.
Слайд 11деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и отзывчивый
с положительным отношением к
себе,
уверенный в своих силах
коммуникативность
навыки самоорганизации
и здорового образа жизни
исследовательский
интерес
саморегуляция
ответственность
с чувством собственного
достоинства
уважительное отношение к
окружающим, к иной точке
зрения
Портрет выпускника
ДОШКОЛЬНИК
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Слайд 12Режим дня первоклассника
Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).
Подъём –
за 1-1,5 часа до занятий.
Утренняя гимнастика.
Питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
Прогулки – 3-3,5 часа в день.
Занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут.
Слайд 13Режим дня первоклассника
Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без спешки.
Игры,
любимые занятия дома.
Посильная помощь по дому.
Общение с родными.
Просмотр телепередач – 2-3 раза в неделю не более 30 минут.
За компьютером – не более 15-20 минут с гимнастикой для глаз и осанки.
Слайд 14Режим дня первоклассника
Совместная подготовка к школе с вечера : собрать портфель,
приготовить одежду, обсудить меню завтрака.
Отход ко сну – в одно и то же время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.
Слайд 15Семья – залог успеха
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь
и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.
Слайд 16Источники информации:
1. Корнеева Е.Н. Ох, уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000
год.
2. Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков, игры и упражнения / авт.- сост. И.Ю. Гайтукаева, Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2009.