Презентация, доклад к защите на 1 категорию по теме: Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО

Содержание

АктуальностьПроблема развития познавательных универсальных учебных действий актуализировалась в связи с установлением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Целенаправленное планомерное формирование именно познавательных УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса.

Слайд 1Тема : Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в

начальной школе как условие реализации ФГОС НОО

Тема : Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе как условие реализации ФГОС

Слайд 2Актуальность
Проблема развития познавательных универсальных учебных действий актуализировалась в связи с установлением

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Целенаправленное планомерное формирование именно познавательных УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса.
АктуальностьПроблема развития познавательных универсальных учебных действий актуализировалась в связи с установлением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

Слайд 3Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия
Изучались материалы

книг. Рассматривали проблему
формирования познавательных УУД на уроках
математики авторы: З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова,
Е. А. Блохина, А. Г. Асмолов.
Методические условия
Изучались работы по методики формированию познавательных УУД по
методике Зака А.З., Венгера А.Л., Бернштейна.
Курсовая подготовка 2016 г. «Гуманно-личностный подход к
младшим школьникам в учебно-воспитательном процессе в
соответствии с требованиями ФГОС»
Организационно-педагогические условия
Посещаю занятия школы молодого учителя начальных классов.
Принимаю активное участие в работе ШМО.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условияИзучались материалы книг. Рассматривали проблемуформирования познавательных УУД на

Слайд 4Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования















В. В.

Давыдов

Проблему формирования познавательных универсальных учебных действий рассматривают:



Д. Б. Эльконин

Н.Б.Истомина

Л.Г. Петерсон

Системно - деятельностный подход в обучении рассматривали:

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования  В. В. Давыдов Проблему формирования познавательных универсальных учебных

Слайд 5Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: Формирование системы универсальных учебных действий у

младших школьников на уроках математики как средство повышения качества образования
Задачи:
Изучить теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий.
Провести входную диагностику по сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Охарактеризовать систему средств, позволяющих формировать познавательные универсальные учебные действия.

Цель и задачи педагогической деятельностиЦель: Формирование системы универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики как

Слайд 6Ведущая педагогическая идея
Для успешного обучения математике в начальной
школе должны быть сформированы

следующие
познавательные универсальные учебные действия:
общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Ведущая педагогическая идеяДля успешного обучения математике в начальнойшколе должны быть сформированы следующиепознавательные универсальные учебные действия:общеучебные, логические, действия

Слайд 7Познавательные УУД
Общеучебные
Постановка и решения проблемы
Логические
Познавательные действия

Познавательные УУДОбщеучебные Постановка и решения проблемыЛогическиеПознавательные действия

Слайд 9Технологии формирования познавательных УУД
Проблемное обучение
Педагогика сотрудничества
Педагогические игры
Индивидуально-дифференцированный подход
Информационно-коммуникативные технологии

Технологии формирования познавательных УУДПроблемное обучениеПедагогика сотрудничестваПедагогические игрыИндивидуально-дифференцированный подходИнформационно-коммуникативные технологии

Слайд 10Система заданий по математике, формирующих познавательные УУД
- «Найди отличия»
- «На что

похоже?»
- Поиск лишнего
- «Лабиринты»
- «Логические цепочки»
- «Хитроумные решения»
- Составление схем-опор, схематических моделей с
выделением существенных характеристик объекта;
- Работа с таблицами, преобразование информации из
одного вида в другой (таблицу в текст)
- Составление и распознавание диаграмм
Система заданий по математике, формирующих познавательные УУД- «Найди отличия»- «На что похоже?»- Поиск лишнего- «Лабиринты»- «Логические цепочки»-

Слайд 11 Задания, направленные на формирование общеучебных действий

Задания, направленные на формирование общеучебных действий

Слайд 12Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 1 класс
Задание «Догадайся»

Как можно

раскрасить 5 листочков в 2
цвета, желтый и зеленый, так, чтобы желтых
листочков было на 3 меньше, чем зеленых.
Сделай схематический рисунок и выполни задание.

УУД: моделирование
Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 1 классЗадание «Догадайся»Как можно раскрасить 5 листочков в 2цвета, желтый

Слайд 13Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 2 класс
Прочитай задачу. Найди

правильное решение.
Запиши ответ.
В одном ряду 29 кустов крыжовника. Это на 7
больше, чем во втором ряду. Сколько кустов
крыжовника в двух рядах вместе?
А) 29 + 7 = 36 (к.) – во 2 ряду
Б) 29 + 7 = 36 (к.) – в 2 рядах
В) 29 – 7 = 22 (к.) – во 2 ряду
29 + 22 = 51 (к.) – в 2 рядах


УУД: информационный поиск, работа с текстом.

Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 2 классПрочитай задачу. Найди правильное решение.Запиши ответ.В одном ряду 29

Слайд 14Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 3 класс
Задание "Найдите лишнее":


а) Единицы измерения расстояния: км, км/ч, см, м.
б) Единицы измерения времени: час, сутки, год, минута, секунда, неделя, радиус, век.


УУД: совершенствование навыков математического
моделирования, умение выделять закономерности и осуществлять операции сравнения и классификации.

Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 3 классЗадание

Слайд 15Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 4 класс
Найди выражения, значения

которых равны:
(128+57)∙36 43∙25+62∙25 (355+55)∙68
(43+62)∙25 355∙68+55∙68 128∙36+57∙36

Объясни, как ты их искал. а) Назови математическое
свойство, на основании которого равны эти выражения; б) запиши это свойство в виде равенства; в) сравни свою запись с такой: (a+b)∙c = a∙c+b∙c. Сделай вывод.

УУД: Поиск и выделение необходимой информации;
анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как
составление целого из частей; знаково- символическое
моделирование.

Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 4 классНайди выражения, значения которых равны:(128+57)∙36

Слайд 16Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 4 класс








УУД: Поиск и

выделение необходимой информации, использование знаково-символических средств.
Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 4 классУУД: Поиск и выделение необходимой информации, использование знаково-символических средств.

Слайд 17Постановка и решение проблемы

Постановка и решение проблемы

Слайд 18Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 1 класс
Послушайте стихотворение:
Стол стоит

у нас в квартире,
Сколько ножек у него-
У стола у твоего? (4)
(С.Маршак)
Цифра новая..? (4)
-Кто догадался о каком числе пойдет речь?
- Тема нашего урока? (Число и цифра 4)
Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 1 классПослушайте стихотворение:Стол стоит у нас в квартире,Сколько ножек у

Слайд 19Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 2 класс
Проблемная ситуация:
Миша

Маша
(13-7)+5 = 11 13 – (7+5)=1

Как записать этот пример, чтобы ответ был правильным?
Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 2 классПроблемная ситуация:Миша

Слайд 20Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 3 класс
Сравните углы:

А

каким способом вы сейчас сравнивали углы?
Теперь сравните такие углы?

Каким способом сравнивали? Это точный способ?
Тогда можете вы утверждать, что эти углы равны?

Синквейн
1.Угол
2.Острый, тупой
3. Чертим, измеряем, проверяем
4. Угол состоит из 2 лучей, исходящих из одной точки
5.Фигура

Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 3 классСравните углы: А каким способом вы сейчас сравнивали углы?

Слайд 21Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 4 класс
Задание с затруднением:
1/4

+ 2/4
Ответы:
3/4 или 3/8?
(Разные результаты - не знают правила)
А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения)
Какая у нас сегодня цель урока?
Учебная проблема: Научиться складывать дроби!
Решение: Алгоритм/правило сложение дробей

Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 4 классЗадание с затруднением:1/4 + 2/4 Ответы:3/4  или 3/8?(Разные

Слайд 22Задания для развития логических действий

Задания для развития логических действий

Слайд 23Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 1 класс

Найди отличия


УУД:
Поиск и выделение
необходимой информации;
анализ с целью выделения
общих признаков; синтез,
как составление целого
из частей.
Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 1 класс        Найди

Слайд 24Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 2 класс
«Четвёртый лишний»
В каждом

ряду три числа обладают общим свойством, а
одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это
за свойство и какое число лишнее.
а)5; 9; 12; 4:
б)1; 9; 7; 4:
в)14; 10; 9; 8:

УУД: Поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 2 класс«Четвёртый лишний»В каждом ряду три числа обладают общим свойством,

Слайд 25Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 3 класс
«Хитроумная задача»
Проведите отрезок

так, чтобы он разделил квадрат:
а) на треугольник и пятиугольник;
б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.

УУД:
Общеучебные: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование.
Логические: - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты.
Действия постановки и решения проблем: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 3 класс«Хитроумная задача»Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:а) на

Слайд 26Виды заданий для формирования познавательных учебных действий, 4 класс
УУД: Поиск и

выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений.

«Логическая цепочка»

Виды заданий для формирования  познавательных учебных действий, 4 классУУД: Поиск и выделение необходимой информации; анализ с

Слайд 27Результативность профессиональной педагогической деятельности
Результаты диагностического обследования учащихся
1 класса с использованием

методики «Образец и правило». А.Л. Венгер.docx (сентябрь-май)
Результативность профессиональной педагогической деятельностиРезультаты диагностического обследования учащихся 1 класса с использованием методики «Образец и правило». А.Л. Венгер.docx

Слайд 28Результативность профессиональной педагогической деятельности
Результаты диагностического обследования учащихся 2 класса с использованием

методики «Узнавание фигур» (тест Бернштейна).docx (сентябрь-май)
Результативность профессиональной педагогической деятельностиРезультаты диагностического обследования учащихся 2 класса с использованием методики  «Узнавание фигур» (тест Бернштейна).docx

Слайд 29Результативность профессиональной педагогической деятельности
Результаты диагностического обследования учащихся
3 класса с использованием

методики А. З. Зака «Логические задачи».docx (сентябрь-май)
Результативность профессиональной педагогической деятельностиРезультаты диагностического обследования учащихся 3 класса с использованием методики А. З. Зака «Логические задачи».docx

Слайд 30Участие учащихся в конкурсах и олимпиадах

Участие учащихся  в конкурсах и олимпиадах

Слайд 31Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Родительское собрание «Формирование УУД на уроках

в начальных классах. Познавательные УУД».
Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы современной педагогической науки»
Статья «Теоретические основы применения
ИКТ-технологий на уроках математики в 1 классе»

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Родительское собрание «Формирование УУД на уроках в начальных классах. Познавательные УУД». Всероссийская

Слайд 32Вывод
Использование различных форм вовлечения учащихся в
самостоятельную познавательную деятельность на уроках
математики и

во внеурочную деятельность - конкурсы и
олимпиады, способствует формированию познавательных
универсальных учебных действий.

Качество обучения на уроках математики напрямую зависит
от формирования и развития познавательных УУД.

Развитие познавательных учебных действий является основой
для совершенствования всех остальных видов универсальных
учебных действий.
ВыводИспользование различных форм вовлечения учащихся всамостоятельную познавательную деятельность на урокахматематики и во внеурочную деятельность - конкурсы иолимпиады,

Слайд 33Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М- во образования и

науки Рос. Федерации.- 2- е изд.- М.: Просвещение, 2011 г.
Газета «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2010
Пертерсон Л.Г. Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам. - М: АПК и ППР, УМЦ «Школа 2000…»,2010.
Н.Б. Истомина. Методика обучения математике в начальных классах как педагогическая наука. М.: Академия, 2001.
ЛитератураФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М- во образования и науки Рос. Федерации.- 2- е изд.-

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть