Слайд 1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ступинская средняя общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района Воронежской
области
Разработка занятия
«Птицы зимой!»
по авторской программе «Край родной»
Занятие разработала:
учитель начальных классов Буряк С. В.
Контингент обучающихся:
учащиеся, занимающиеся 2-й год по программе «Край родной»
Слайд 2ЦЕЛЬ:
-СПОСОБСТВОВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЮ У НИХ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, РАСШИРЯТЬ ЗНАНИЯ О
ПТИЦАХ..
ЗАДАЧИ:
-ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДКОРМКИ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ,
-РАЗВИТИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПТИЦАМ, МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА К ИХ ОХРАНЕ,
-ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭТИКУ И ЭСТЕТИКУ,
-ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ФОРМ ДОСУГА, РАЗВИТИЕ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
ВИЗУАЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ.
АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ.
РАБОТА С РАЗНООБРАЗНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, ПУБЛИЦИСТИКА).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КОРМУШЕК, ПОДКОРМКЕ ПТИЦ.
Слайд 3Актуальность:
В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в
городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие- меньше.
А ведь именно от птиц зависит будут ли зеленеть наши сады и парки. Верными защитниками растений от вредителей становятся птицы. Скворцы, дятлы, синицы истребляют огромное количество вредных насекомых. В период выкармливания птенцов одна синица за сутки собирает столько насекомых, сколько весит сама.
Но зима - трудное время для птиц. Больше всего зимой они гибнут не от холода, а от голода. Если мы поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение. Учащиеся школы считают своим долгом помочь птицам пережить суровое зимнее время, не дать им погибнуть. Зимняя подкормка птиц - один из важнейших способов их сохранения. Для этого учащиеся изготавливали кормушки, вывешивали их и проводили регулярную подкормку птиц.
Слайд 4В период с 1 января по 20 марта в МКОУ Ступинской
СОШ проводилась экологическая акция «Покорми птиц зимой». Была создана экологическая группа «Юный натуралист». В нее вошли учащиеся 2- 5 классов.
Участники:
Всего 13 человек.
Слайд 5УЧАЩИЕСЯ БЫЛИ РАЗБИТЫ НА ИНИЦИАТИВНЫЕ ГРУППЫ.
Все участники рисовали рисунки о жизни
птиц зимой, писали сочинения об 1 из зимующих птиц, изготавливали кормушки, вели наблюдение за птицами.
Слайд 6В НАЧАЛЕ АКЦИИ УЧАСТНИКИ ГРУППЫ «СИНИЧКИ» ИЗГОТОВИЛИ И РАСПРОСТРАНИЛИ ЛИСТОВКИ С
ПРИЗЫВОМ
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Не дайте погибнуть птицам зимой!
Слайд 7В ХОДЕ АКЦИИ БЫЛО ИЗГОТОВЛЕНО 13 РАЗЛИЧНЫХ КОРМУШЕК.
Из белого стеклопластика и дерева изготовили кормушки ученики 4 класса Толоконникова Екатерина, Гордиенко Милена, Анищенко Вячеслав и Леонтьев Артем (победители конкурса на лучшую кормушку)
В такой уютной столовой птицам не страшны зимние невзгоды. А ребятам благодаря прозрачности кормушки видно, когда в нее прилетели пернатые гости, а когда и корм пора подсыпать.
Слайд 8РЕБЯТА РАЗРАБОТАЛИ МАКЕТЫ КОРМУШЕК, ПРОИЗВЕЛИ РАСЧЕТ ИХ РАЗМЕРОВ И ПОДОБРАЛИ С
ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЕЙ ПОДХОДЯЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
Слайд 9ДЕТАЛИ ДЛЯ ТАКОЙ «ПТИЧЬЕЙ СТОЛОВОЙ» РЕБЯТА С ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЕЙ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ДОМА.
А В КЛАССЕ ПРИ ПОМОЩИ ШИЛА ПРОДЕЛЫВАЛИ ОТВЕРСТИЯ ДЛЯ КРЕПЕЖА. СКРЕПЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ КОРМУШКИ ПРОИЗВОДИЛИ С ПОМОЩЬЮ «СУПЕРКЛЕЯ», ПИСТОЛЕТА-ЗАКЛЕПЩИКА И ПРОВОЛОКИ.
Слайд 10В ТАКОЙ КОРМУШКЕ, ИЗГОТОВЛЕННОЙ ЧЕТВЕРОКЛАШКАМИ ИЗ ДЕРЕВА, ПТИЦАМ ТОЖЕ БУДЕТ УДОБНО
ПИТАТЬСЯ.
Слайд 11В НАШЕЙ МАСТЕРСКОЙ КИПИТ РАБОТА. НЕОБХОДИМЫ ПИЛА, ГВОЗДИ И МОЛОТОК.
Слайд 12УЧАЩИЕСЯ 3 И 5 КЛАССА ИЗГОТОВИЛИ КОРМУШКИ ИЗ ДЕРЕВА И ПЛАСТИКОВЫХ
БУТЫЛОК.
Для таких кормушек подошли 5-литровые пластиковые бутылки. Для их изготовления использовались ножницы, нож с плотным лезвием. В бутылке ножницами вырезаем квадратное отверстие размером 12Х15 см. Через это отверстие насыпаем корм.
Слайд 13
Мастерская уч-ся 3 и 5 классов.
Слайд 14КОРМУШКИ РАЗВЕШИВАЛИСЬ В ОКРЕСТНОСТЯХ ШКОЛЫ (ФАСАД ШКОЛЫ, ТЕРРИТОРИЯ, ПРИЛЕГАЮЩАЯ К ШКОЛЕ
). УСТАНОВИЛИ ПТИЧЬИ «СТОЛОВЫЕ» ТАК, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ЗАЩИЩЕНЫ ОТ ВЕТРА И НЕНАСТЬЯ.
Слайд 16ПРИШЛА ПОРА ПЕРВЫМ ПОРЦИЯМ УГОЩЕНИЯ.
Слайд 17Какие корма использовались
Подкормка птиц производилась:
-семечками овса, подсолнечника, проса, тыквы,
-кусочками мяса, свежего
сала,
-кусочками хлеба, булки.
Слайд 18РЕБЯТА НЕ ПРОСТО КОРМИЛИ ПЕРНАТЫХ ДРУЗЕЙ, НО ЕЩЕ ПРОИЗВОДИЛИ ПОСТОЯННОЕ ВЗВЕШИВАНИЕ
КОРМА С ПОМОЩЬЮ ВЕСОВ, РАССЧИТЫВАЯ ПОРЦИИ ДЛЯ КОРМУШЕК
ВЫВОД:
В ОДНИХ КОРМУШКАХ КОРМ ЗАКАНЧИВАЛСЯ БЫСТРЕЕ, А ЗНАЧИТ ЕГО УХОДИЛО БОЛЬШЕ (НАПРИМЕР, В СОСНОВОМ ПИТОМНИКЕ). А ВОТ В КОРМУШКИ, ПОВЕШЕННЫЕ НАПРОТИВ КЛАССА, ПТИЧКИ ПРИЛЕТАТЬ ПОБАИВАЛИСЬ (УЖ БОЛЬНО БЫЛО ИНТЕРЕСНО РЕБЯТАМ НА ПЕРЕМЕНАХ ПОДБЕГАТЬ К КОРМУШКАМ И ПРОВЕРЯТЬ, ВСЕ ЛИ ПТИЦЫ ПОКЛЕВАЛИ, ТЕМ САМЫМ ОТПУГИВАЯ ИХ ). А ЗНАЧИТ РАСХОД КОРМА ТОЖЕ БЫЛ МЕНЬШЕ. ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ КОРМУШКИ БЫСТРО ПУСТЕЛИ.
Слайд 19НАБЛЮДАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО (С 10 ДО 13. 00 В ЯСНУЮ ПОГОДУ) ЗА
ПТИЦАМИ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ, ЧЛЕНЫ ГРУППЫ «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ» ПОЗНАКОМИЛИСЬ С МНОГООБРАЗИЕМ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ. РЕБЯТА НАБЛЮДАЛИ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ПОВЕДЕНИЯ, ОТМЕЧАЛИ, ЧЕМ ОНИ ПИТАЮТСЯ. С НАСТУПЛЕНИЕМ ВЕСНЫ ПТИЦ СТАНЕТ БОЛЬШЕ – К НАМ ВЕРНУТСЯ ПЕРЕЛЕТНЫЕ И КОЧУЮЩИЕ ВИДЫ.
Слайд 20Вот прилетела на деревья возле школы синичка.
Синица не любит
высоты, поэтому летает невысоко, стараясь не подниматься выше деревьев, и кормится всегда в нижних ярусах деревьев. На то есть свои причины: она высоту быстро набрать не может и летит как-то неуверенно, и скорость у нее мала. С таким «мастерством» лучше к кустам держаться поближе. Зимой не редкость синицы-одиночки, а чем ближе весна, тем больше птиц собирается вместе. Отступает зима, и вместе с ней улетают синицы.
Слайд 21Результаты наблюдений:
-За время наблюдения кормушки посетили 4 вида птиц. В основном
это- домовой воробей, большая синица, редко (2 раза) - снегирь (в дни понижения температуры воздуха), единичный случай- щегол.
-Чаще всего птицы посещали кормушки, расположенные в удалении от тропинок, в сосновом питомнике, редко кормушки, расположенные вблизи тропинки, ведущей в школу.
-Была отмечена активность в ясную, морозную погоду, снижалась в оттепель, ветреную погоду, во время снегопада и вьюги.
-Во время наблюдения были выявлены кормовые предпочтения.
Кормушки чаще посещали синицы так, как дополнительно к основным кормам к кормушке были закреплены кусочки несолёного сала. Предпочтение синицы отдавали и нежареным семечкам подсолнечника, тыквы, овсяным хлопьям. Традиционное пшено, овёс, крошки серого хлеба в большей степени привлекли домового воробья. Снегири посетили кормушки возле школы, так, как рядом произрастает куст рябины и на момент наблюдения были ягоды.
За период проведения наблюдения на одну кормушку садились птицы одного вида, попытки получить корм представителям другого вида не удавались так, как за корм шла конкуренция между видами птиц.
-Частота посещения кормушек увеличивалась с момента их развешивания. Птицы постепенно привыкали находить корм на определённом месте. Что приводит нас к следующему заключению: подкормка должна быть систематической, иначе она принесёт вред. Птицы, не найдя корм, вынуждены будут перелетать в другие места, теряя время и силы, и в морозные дни могут погибнуть.
Слайд 22Краткие сведения о проведении акции:
Общее количество участников – 57 человек
Обучающиеся -
1-8 классов
Заготовлено корма для осуществления зимней подкормки птиц – 12 кг
Изготовлено кормушек – 13
Развешено кормушек – 13
Действующих кормушек в течение сезона подкормки – 12
Слайд 23В РАМКАХ АКЦИИ «ПОКОРМИ ПТИЦ ЗИМОЙ !» ПОМИМО ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРМУШЕК, ПОДКОРМКИ
И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЦАМИ В СТУПИНСКОЙ ШКОЛЕ ПРОШЛИ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
Группа «Воробышки» подбирает пословицы, поговорки, загадки о зимующих птицах
Группа «Снегири» подбирает стихи о зимних птицах. Информирует в школьной прессе о ходе акции.
Слайд 24Члены группы «Синички» стараются найти вопросы для экологического КВН
Группа «Щеглы» занимается
сбором материалов о происхождении названий зимних птиц.
Подготовка сообщений о птицах, зимующих в нашей местности.
Слайд 25Конкурс рисунков о жизни птиц
Гордиенко Милена (4 кл.)-победитель конкурса сочинений о
зимующих птицах нашей местности
Экологический КВН «Звери и птицы»
Слайд 26По результатам проделанной работы учащиеся пришли к выводу:
Подкорм птиц в кормушках
имеет большое значение для птиц. Это подтверждает анализ их поведения.
Во время проделанной работы мы получили много новых знаний и научились правильно вести наблюдения.