Слайд 1
Урок развития речи
учителя начальных классов
МАОУ СОШ с.Мошенское
филиал д. Кабожа
Мошенского района
Новгородской области
Важнецовой В.А.
Слайд 2
Тема:
«Живое слово»
в творчестве
В.А. Жуковского
(Урок развития речи - 4 класс)
Слайд 3
Василий Андреевич
Жуковский
(1783 - 1852)
«Его стихов пленительная сладость
пройдет веков завистливую даль…»
А.С. Пушкин
Слайд 4
Цели:
знакомство с творчеством В.А. Жуковского;
развитие речи учащихся в процессе работы
над текстом;
обучение пользованию дополнительной литературой: словарями, справочниками и др.;
воспитание любви к природе, гордости к своей Родине;
раскрытие «тайны» художественного слова на примере стихотворения «Жаворонок».
Слайд 5
Оборудование урока:
Хрестоматия произведений для начальной школы;
сборник произведений В.А. Жуковского;
толковый словарь
В.В. Даля;
репродукции картин весенней природы;
грамзапись «Голоса птиц»;
дидактические карточки.
Слайд 6
План урока
Вступление: беседа о значении художественного слова в литературе.
Индивидуальная работа с
дидактическими карточками и опорными схемами.
Работа с текстами произведений устного народного творчества.
Работа с книгой. Чтение и анализ стихотворения В.А. Жуковского «Жаворонок».
Творческая работа учащихся.
Итог урока.
Слайд 7
Вступление
Текст учителя: «…Сегодня мы совершим путешествие в страну литературию…»
Отрывок из стихотворения:
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны особой
О которой мы поем.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
Но страна большая эта-
Вечно белое пятно...
Слайд 8Загадка:
«Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не
человек, а рассказывает»
(книга)
Беседа о значении книги.
Что мы видим, открывая книгу? (буквы, слова, текст)
Что такое слово? (часть нашей речи)
Кто раскрывает тайну слова
в книге? (писатели, поэты)
Слайд 9«Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введет тебя в
мир красоты.»
(З.И. Романовская)
Слайд 10 Индивидуальная работа
с дидактическими карточками и
опорными схемами
(Раскрытие тайны художественного слова)
Задание: составить из слов пословицу и объяснить ее значение
1. Слово, вылетит, воробей, не, поймаешь, не.
2. Слово, дороже, живое, буквы, мертвой.
3. От, слова, доброго, не, язык, усохнет.
Слайд 11 В пословицах и поговорках народ подметил удивительные
свойства слова.
Каким же может быть слово?
Что может сделать слово?
Слайд 12
убедительное
живое
волнующее
занимательное
красивое
Слово
Слайд 13
обогатить
озадачить
успокоить
излечить
убить
Слово
может
Слайд 14Работа с текстами произведений устного народного творчества
В древности был обычай –
зазывать весну.
Задание.
Прочитайте закличку,
вслушайтесь в звучание песни.
Как народ называет весну?
Что обозначает фраза «весна красна»?
Слайд 15Работа с текстами произведений устного народного творчества
Закличка: прилетите,
жаворонушки, к нам,
принесите
из заморья вы нам весну ясную,
весну красную
/анализ, словарная работа/
Грамзапись: русская народная песня «Жаворонок» /анализ, словарная работа/
Слайд 16Словесное рисование
Опишите жаворонка по представлению;
Определение слова «жаворонок» в толковом словаре;
Сравнение научного
текста с художественным (толковый словарь и стихотворение Жуковского);
Слайд 17Работа с книгой. Чтение и анализ стихотворения
В.А. Жуковского «Жаворонок».
Знакомство с
творчеством В.А. Жуковского;
чтение и анализ стихотворения «Жаворонок»;
Словарная работа (толковый словарь);
работа с литературными терминами: метафора, сравнение, олицетворение, ...
Слайд 18Работа с книгой. Чтение и анализ стихотворения
В.А. Жуковского «Жаворонок».
Каким настроением
проникнуто стихотворение (подтвердить выборочным чтением);
Как поэт описывает картину весеннего утра;
С помощью каких слов поэт показывает жизнь природы?
Вывод.
Литература – это искусство слова.
Слайд 19Народный календарь
Жизнь людей всегда была тесно связана с жизнью
природы. Каждый месяц был расписан по календарю.
Слайд 20Народный календарь
Весну встречали
три раза:
1 марта -
сретение
(зима с летом
встретилась);
9 марта -
прилетел кулик,
принес весну;
25 марта -
весна зиму поборола.
Слайд 21Творческая работа учащихся.
Задание 1.
Представить себя в роли поэта и
придумать четверостишие о весне, используя рифму:
капель - апрель
ручьи - грачи
Задание 2.
Составить новые слова из букв слова жаворонок
Слайд 22Итог урока.
Литература - искусство слова.
- закрепление литературных понятий;
- выставление оценок;
-
домашнее задание.