Презентация, доклад к урокам окружающего мира и чтения по теме Кострома

Содержание

Исследователей, обращавшихся к истории Костромы, интересовал вопрос, связанный с происхождением названия города.

Слайд 1


Слайд 2Исследователей, обращавшихся к истории Костромы, интересовал вопрос, связанный с происхождением названия

города.
Исследователей, обращавшихся к истории Костромы, интересовал вопрос, связанный с происхождением названия города.

Слайд 3Не существует однозначного толкования названия города Костромы.
Наиболее известны три версии.


Не существует однозначного толкования названия города Костромы. Наиболее известны три версии.

Слайд 4По одной из них имя города происходит от финно-угорского "кострум", что

значит "крепость".
По одной из них имя города происходит от финно-угорского

Слайд 5В коструме
Л.Скворцов, автор книги «Материалы для истории Костромы» полагал, что это

общее название крепости осталось за возникшим городом.
В кострумеЛ.Скворцов, автор книги «Материалы для истории Костромы» полагал, что это общее название крепости осталось за возникшим

Слайд 6Князь А.Козловский выдвигает и иную версию возникновения названия: от заготавливаемого зимою

на берегах рек большими «кострами» леса, сплавляемого весною из Буйского и Костромского уездов
Князь А.Козловский выдвигает и иную версию возникновения названия: от заготавливаемого зимою на берегах рек большими «кострами» леса,

Слайд 7По третьей (наиболее распространённой) название города происходит от древнего языческого славянского

праздника Костромы.
По третьей (наиболее распространённой) название города происходит от древнего языческого славянского праздника Костромы.

Слайд 8 .
 В. К. Лукомский связывает название города с именем славянского божества

Костромы, олицетворявшего живительные силы весны.
 .  В. К. Лукомский связывает название города с именем славянского божества Костромы, олицетворявшего живительные силы весны.

Слайд 9 .
Кострому изображала нарядно одетая кукла, сделанная из прутьев и соломы.


 . Кострому изображала нарядно одетая кукла, сделанная из прутьев и соломы.

Слайд 10Эту куклу в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые

песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре.
Эту куклу в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые песни, а затем несли к реке,

Слайд 11При ритуальных похоронах Костромы хоронят соломенное чучело (сжигают, разрывают на части)

с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает.
При ритуальных похоронах Костромы хоронят соломенное чучело (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но

Слайд 12Ритуал призван был обеспечить плодородие.

Название «Кострома» связывают с русским «костерь»,

«костра» и другими обозначениями коры растений.
Ритуал призван был обеспечить плодородие. Название «Кострома» связывают с русским «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений.

Слайд 13Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных

гуляний.
Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний.

Слайд 14Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в

народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле.
Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле.

Слайд 15 Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны

и встречи лета. 
Образ Костромы связан с празднованием

Слайд 16Кострому могла изображать молодая женщина, одетая в белые одежды, с дубовой

веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.
Кострому могла изображать молодая женщина, одетая в белые одежды, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении

Слайд 17 Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных,
о Купале и

Костроме.

История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней.
Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи — Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома.
Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме.История эта началась на берегах реки

Слайд 18Мать Костромы и Купалы, Купальница - в славянской мифологии богиня ночи.


Мать Костромы и Купалы, Купальница - в славянской мифологии богиня ночи.

Слайд 19Отец - Семаргл (Огнебог).
В славянской мифологии божество, входившее в

число семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире в 980 году.
Отец - Семаргл  (Огнебог). В славянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств древнерусского

Слайд 20Семаргла связывают с птицей Дав. Он - Бог огня и Луны,

огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы.
Семаргла связывают с птицей Дав. Он - Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит

Слайд 21Семаргл мог оборачиваться священным крылатым псом.     

Семаргл мог оборачиваться священным крылатым псом.     

Слайд 23Семаргл
не пускает в мир зло.

По ночам он стоит на

страже с огненным мечом.
Семаргл не пускает в мир зло. По ночам он стоит на страже с огненным мечом.

Слайд 24Лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь

на зов Купальницы, которая зовет его на свидание в день осеннего равноденствия.
Лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его

Слайд 25Купала
и Кострома - дети богини ночи Купальницы и бога огня

Семаргла.
Купала и Кострома - дети богини ночи Купальницы и бога огня Семаргла.

Слайд 26В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Купала с Костромой были

еще маленькими, то побежали слушать птицу Сирин и тут случилось несчастье.
Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство.
В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Купала с Костромой были еще маленькими, то побежали слушать птицу

Слайд 27 Прошло много лет. Однажды Кострома гуляла по берегу реки и сплела

венок.
 Прошло много лет. Однажды Кострома гуляла по берегу реки и сплела венок.

Слайд 28Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По

поверью, это означало, что она не выйдет замуж.


За похвальбу боги ее наказали.
Ветер сорвал венок и унес на воду.
Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не

Слайд 29Там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке.

Там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке.

Слайд 30По обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный

девушкой, то обязан был на ней жениться.
По обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней

Слайд 31Купала и не возражал - очень ему приглянулась незнакомка.

Купала и не возражал - очень ему приглянулась незнакомка.

Слайд 32И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда.

И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда.

Слайд 33Сыграли они свадьбу.
И лишь после этого боги сообщили Купале, что

женился он на собственной сестре!

Такой позор можно было смыть только смертью.
Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре! Такой

Слайд 34Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой,

но не утонула, а превратилась в лесную русалку – мавку.
Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в

Слайд 35Погиб и ее брат, ринувшийся в костер.
Месть богов удалась, но мало

было в том для них радости: вышла она слишком жестокой.
Погиб и ее брат, ринувшийся в костер. Месть богов удалась, но мало было в том для них

Слайд 36Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни.

Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни.

Слайд 37Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили

их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, — Кострома.
Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым,

Слайд 38Раньше этот цветок так и назывался — Купала-да-Мавка.

Лишь потом, в

христианские времена его переименовали:
на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы — Марией. Так цветок обрел новое имя — Иван-да-Марья.
Раньше этот цветок так и назывался — Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали: на 24

Слайд 39Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы.

Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы.

Слайд 40И символы очищения от греха остались все те же: огонь, через

который парами прыгают влюбленные, и вода, которой поутру умываются.
И символы очищения от греха остались все те же: огонь, через который парами прыгают влюбленные, и вода,

Слайд 41В Ночь Купалы цветы будут люди рвать, купаться в лесных озёрах,

прыгать через костры.
В Ночь Купалы цветы будут люди рвать, купаться в лесных озёрах, прыгать через костры.

Слайд 42Будут петь: "Вот трава-цветок - брат с сестрою, то Купала - да с

Костромою. Братец - это желтый цвет, а сестрица - синий цвет...
Будут петь:

Слайд 43 Праздновали праздник Купалу (праздник летнего солнцестояния) в ночь
с 23 на

24 июня. Предположительно в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества.
 Праздновали праздник Купалу (праздник летнего солнцестояния) в ночь с 23 на 24 июня. Предположительно в этот день

Слайд 44Праздник Купала был так же связан с почитанием огня. Считалось, что

связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива. 
Праздник Купала был так же связан с почитанием огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость

Слайд 45
И у русалок Купала - большой праздник.

И у русалок Купала - большой праздник.

Слайд 46В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с

Купалой и Костромой.  
В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой.  

Слайд 47  Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древне

славянском "светлый","чистый" Обитание русалок связано с близостью водоемов, которые считались путем в подземное царство.


  Название

Слайд 48По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже

там.

Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста.
По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям

Слайд 49Такая вот грустная история повествует нам о происхождении названия города Костромы.

Такая вот грустная история повествует нам о происхождении названия города Костромы.

Слайд 50

Презентацию подготовила
Рупасова Е.В.

ГБОУ Школа №883

Презентацию подготовила Рупасова Е.В. ГБОУ Школа №883

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть