Слайд 2Исследователей, обращавшихся к истории Костромы, интересовал вопрос, связанный с происхождением названия
города.
Слайд 3Не существует однозначного толкования названия города Костромы.
Наиболее известны три версии.
Слайд 4По одной из них имя города происходит от финно-угорского "кострум", что
значит "крепость".
Слайд 5В коструме
Л.Скворцов, автор книги «Материалы для истории Костромы» полагал, что это
общее название крепости осталось за возникшим городом.
Слайд 6Князь А.Козловский выдвигает и иную версию возникновения названия: от заготавливаемого зимою
на берегах рек большими «кострами» леса, сплавляемого весною из Буйского и Костромского уездов
Слайд 7По третьей (наиболее распространённой) название города происходит от древнего языческого славянского
праздника Костромы.
Слайд 8 .
В. К. Лукомский связывает название города с именем славянского божества
Костромы, олицетворявшего живительные силы весны.
Слайд 9 .
Кострому изображала нарядно одетая кукла, сделанная из прутьев и соломы.
Слайд 10Эту куклу в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые
песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре.
Слайд 11При ритуальных похоронах Костромы хоронят соломенное чучело (сжигают, разрывают на части)
с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает.
Слайд 12Ритуал призван был обеспечить плодородие.
Название «Кострома» связывают с русским «костерь»,
«костра» и другими обозначениями коры растений.
Слайд 13Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных
гуляний.
Слайд 14Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в
народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле.
Слайд 15 Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны
и встречи лета.
Слайд 16Кострому могла изображать молодая женщина, одетая в белые одежды, с дубовой
веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.
Слайд 17 Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных,
о Купале и
Костроме.
История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней.
Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи — Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома.
Слайд 18Мать Костромы и Купалы, Купальница - в славянской мифологии богиня ночи.
Слайд 19Отец - Семаргл (Огнебог).
В славянской мифологии божество, входившее в
число семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире в 980 году.
Слайд 20Семаргла связывают с птицей Дав. Он - Бог огня и Луны,
огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы.
Слайд 21Семаргл мог оборачиваться священным крылатым псом.
Слайд 23Семаргл
не пускает в мир зло.
По ночам он стоит на
страже с огненным мечом.
Слайд 24Лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь
на зов Купальницы, которая зовет его на свидание в день осеннего равноденствия.
Слайд 25Купала
и Кострома - дети богини ночи Купальницы и бога огня
Семаргла.
Слайд 26В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Купала с Костромой были
еще маленькими, то побежали слушать птицу Сирин и тут случилось несчастье.
Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство.
Слайд 27 Прошло много лет. Однажды Кострома гуляла по берегу реки и сплела
венок.
Слайд 28Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По
поверью, это означало, что она не выйдет замуж.
За похвальбу боги ее наказали.
Ветер сорвал венок и унес на воду.
Слайд 29Там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке.
Слайд 30По обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный
девушкой, то обязан был на ней жениться.
Слайд 31Купала и не возражал - очень ему приглянулась незнакомка.
Слайд 32И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда.
Слайд 33Сыграли они свадьбу.
И лишь после этого боги сообщили Купале, что
женился он на собственной сестре!
Такой позор можно было смыть только смертью.
Слайд 34Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой,
но не утонула, а превратилась в лесную русалку – мавку.
Слайд 35Погиб и ее брат, ринувшийся в костер.
Месть богов удалась, но мало
было в том для них радости: вышла она слишком жестокой.
Слайд 36Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни.
Слайд 37Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили
их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, — Кострома.
Слайд 38Раньше этот цветок так и назывался — Купала-да-Мавка.
Лишь потом, в
христианские времена его переименовали:
на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы — Марией. Так цветок обрел новое имя — Иван-да-Марья.
Слайд 39Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы.
Слайд 40И символы очищения от греха остались все те же: огонь, через
который парами прыгают влюбленные, и вода, которой поутру умываются.
Слайд 41В Ночь Купалы цветы будут люди рвать, купаться в лесных озёрах,
прыгать через костры.
Слайд 42Будут петь:
"Вот трава-цветок - брат с сестрою,
то Купала - да с
Костромою.
Братец - это желтый цвет,
а сестрица - синий цвет...
Слайд 43 Праздновали праздник Купалу (праздник летнего солнцестояния) в ночь
с 23 на
24 июня. Предположительно в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества.
Слайд 44Праздник Купала был так же связан с почитанием огня. Считалось, что
связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.
Слайд 45
И у русалок Купала - большой праздник.
Слайд 46В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с
Купалой и Костромой.
Слайд 47 Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древне
славянском "светлый","чистый" Обитание русалок связано с близостью водоемов, которые считались путем в подземное царство.
Слайд 48По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже
там.
Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста.
Слайд 49Такая вот грустная история повествует нам о происхождении названия города Костромы.
Слайд 50
Презентацию подготовила
Рупасова Е.В.
ГБОУ Школа №883