Слайд 1
«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Слайд 2
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
Слайд 3Основные этапы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
выдвижение гипотез;
сбор
материала;
обобщение полученных данных;
подготовка проекта (сообщение, доклад, макет , презентация и др.);
защита проекта.
Слайд 4учебного исследования
2.Выдвижение
гипотез
5.Обобщение
полученных данных
4.Сбор
материала
1.Выбор темы
исследования
7.Защита
Проекта
6.Подготовка
проекта
3.Поиск и предложение
возможных вариантов
Структура
Слайд 5
…
Тема должна:
быть актуальной т.е. отражать проблемы современной науки, соответствовать
запросам общества;
-быть реализуема т.е. необходимо быть уверенным ,что по ней можно найти достаточно информации;
-быть конкретной т.е. объемная тема может оказаться непосильной для раскрытия учащимися.
Выбрать тему не сложно, если знаешь, что тебя интересует.
Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
1. Выбор темы исследования
Слайд 6
1) Что мне интересно больше всего?
2) Чем я чаще всего занимаюсь
в свободное время?
3) По каким учебным предметам я получал хорошие отметки?
Слайд 7
4) Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
5)
Чем я хочу заниматься в первую очередь (музыкой, искусством, астрономией, поэзией или математикой)
6) Есть ли что-то, чем я особенно горжусь?
Слайд 8Классификация тем:
Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и
явлениях;
Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Кто зажигает звёзды?
Кто построил пирамиды?
Почему надуваются
мыльные пузыри?
Слайд 9Правила выбора темы:
Тема должна быть:
интересна ребенку, должна увлекать его.
выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Слайд 11
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос
о том, зачем ты его проводишь.
Выяснить, почему
море синее?
Узнать, зачем кактусу колючки?
Расследовать, что делает в космосе космонавт?
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Цель и задачи
Слайд 12
hypothesis – это рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая
опытом.
Обычно гипотезы начинаются словами:
Может быть… Возможно… Предположим что… Если ……..
Почему в ночном небе звёзды светятся?
Возможно, там поселилось множество светлячков…
Почему у тигра полоски?
Что, если он загорал в тени деревьев...
Гипотеза исследования
Слайд 13
Как мы можем узнать что – то новое
о том, что исследуем?
Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Сбор материала
Слайд 14Методы исследования
Подумать
самостоятельно
Спросить у
других
людей
Провести
эксперимент
Познакомиться с кино и телефильмами
Посмотреть
в книгах
Получить
информацию у
компьтера
Понаблю-
дать
Слайд 15Подумать самостоятельно
Что я знаю об этом?
Какие суждения я могу высказать по
этому поводу?
Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Слайд 16Посмотреть книги о том, что исследуешь
Начать работу нужно с энциклопедий и
справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
Слайд 17Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования,
можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
Слайд 18Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования
Фильмы бывают: научные, научно-популярные,
документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.
Слайд 19Обратиться к компьютеру
Сегодня ни один учёный не работает без компьютера –
верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная информация на компакт-дисках.
Слайд 20Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений
человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях.
Слайд 21Провести эксперимент
Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый
главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Слайд 22Систематизация информации
Направление – «Живая природа», область знаний –
«Зоология», «Биология».
Где живёт?
Чем питается?
Основные особенности: тип животного; класс; отряд; семейство; род; вид.
Поведение.
Кто главные враги.
Слайд 23Систематизация информации
Направление – «Вселенная», тема – «Планеты солнечной
системы»
Перечень планет.
Происхождение названия.
Общая характеристика каждой.
Исследования планеты людьми.
Условия на планете.
Слайд 24
Выделить из текста основные понятия и дать
им определения.
Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
Подготовка к защите
Слайд 25Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
Сделать выводы и умозаключения.
Указать возможные пути дальнейшего
изучения.
Подготовить текст сообщения.
Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
Приготовиться к ответам на вопросы.
Слайд 26Обучая других, обучаешься сам!
Публичная защита
Слайд 27О чем говорить?
Обосновать выбор темы.
Рассказать о гипотезе
Кратко осветить основные этапы исследования,
которые привели к подтверждению или опровержению гипотезы.
Если гипотеза не подтвердилась, то необходимо сформулировать новую.
Сделать вывод.
В заключении можно рассказать о том, как повлияла исследовательская работа на личность ребенка.
Слайд 28Подготовка презентации
Следует избегать:
большого объема текста в презентации
попыток сокращения места, занимаемого текстом
за счет уменьшения шрифта
переноса в презентацию текстов тезисов, текста доклада или реферата
использования длинных списков
использования таблиц с большим количеством строк или столбцов
Слайд 29Пример неудачного использования текста
Подготовка текста
Текст презентации должен быть специально подготовлен.
В процессе
подготовки текста следует:
Разработать структуру содержания презентации
Отобрать текст для каждого компонента структуры
Проверить достоверность излагаемого материала
Проверить по словарям и энциклопедиям правильность употребления терминологии, единиц измерения, дат, имен собственных
Проверить текст на соответствие правилам русского языка
Проверить правильность фрагментов текста, изложенных на иностранном языке, а также точность перевода
При необходимости выполнить сокращение текста
Сокращение текста
Сокращать текст следует с учетом объема презентации в слайдах с учетом времени, затрачиваемого на экспонирование слайда, соблюдая следующие правила:
удалить отступления от темы
удалить необязательные для раскрытия темы фрагменты
удалить повторы, выразительные средства
удалить члены предложений, потеря которых не приводит к изменению смысла текста
заменить при наличии возможности длинные и непонятные термины на короткие и общеупотребительные.
Следует избегать
При подготовке текста следует избегать:
большого объема текста в презентации
большого объема текста на слайде презентации
попыток сокращения места, занимаемого текстом за счет уменьшения шрифта
переноса в презентацию текстов тезисов, текста доклада или реферата
сохранения в тексте элементов структуры или заголовков разделов письменного сочинения, типа: «Глава 1» или «В первой главе своего исследования…»
использования больших массивов текста на одном слайде:
абзацев
предложений со сложной грамматической структурой
использования длинных списков
использования таблиц с большим количеством строк или столбцов
СОВЕРШЕННО НЕДОПУСТИМО прямое заимствование, то есть использование чужого текста без ссылки на автора и (или) публикацию
Слайд 30Применение графики
графический объект должен быть надлежащего качества и размера
если графический
объект является иллюстрацией текста, он не должен занимать основное место на слайде
если графический объект является объектом показа, то он должен быть снабжен необходимыми комментариями
ссылки на источник графического объекта обязательны
Герб России, первая четверть XVIII века
Слайд 31Оформление слайдов
Пример неудачного оформления слайда
Указом императрицы Екатерины I
от 11 марта
1726 года
было закреплено описание герба:
"Орел черный с распростертыми крыльями,
в желтом поле,
на нем ездец в красном поле".
30-60-е годы XVIII века
Слайд 32Пример неудачного оформления слайда
Экологические проблемы, связанные с нарушением отдельных компонентов ландшафта
или их комплекса можно условно объединить в шесть групп
Экологические проблемы
Слайд 33Критерии успеха работы над проектом
Достижение конечного результата;
Овладение учащимися учебными умениями, связанными
с приемами самостоятельного приобретения знаний;
Сплоченность участников команды;
Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного;
Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
Слайд 34Помните!!!
Подходите к проведению работы творчески.
Не сдерживайте инициативы детей.
Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых
инструкций.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Слайд 35Основным принципом
являются строки:
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай
мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»
Слайд 36Желаем вам творческих успехов, новых побед и свершений…