Слайд 1Родительское собрание
«Мой ребенок - первоклассник»
П
Педагог-психолог Федулова С. В.
Слайд 2Определение уровня беспокойства родителей относительно поступления ребенка в первый класс
Сильное беспокойство
Умеренное
беспокойство
Ощущение радости,
чувство уверенности
Слайд 3Упражнение «Пирамида»
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе
Физическое здоровье.
Развитый интеллект.
Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Выносливость и работоспособность.
Умение считать и читать.
Аккуратность и дисциплинированность.
Хорошая память и внимание.
Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.
Слайд 4Леонид Абрамович Венгер
«Быть готовым к школе
не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться»
Слайд 5Составляющие школьной готовности
Слайд 6Эмоциональная готовность -
мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями
Слайд 7Определение мотивов учения
М.Г. Гинзбург
1. Учебно-познавательный мотив
2. Социальный мотив (иметь профессию)
3.
Позиционный мотив (нравится статус ученика)
4.Внешний мотив (ребенок идет в школу под нажимом)
5. Игровой мотив (привлекает игра, игровые элементы)
6. Мотив отметки (учится ради похвалы родителей)
Слайд 8Интеллектуальная готовность -
способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие
памяти, мелкая моторика
Слайд 9
Что должен знать ребенок,
поступающий в школу
1. Общий кругозор:
•Свою Фамилию, имя.
Дату рождения, свой возраст.
•Как зовут родителей, их профессии.
•Свой домашний адрес, свой город, его главные достопримечательности.
•В какой стране живет.
•Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран, их повадки.
•Зимующих и перелетных птиц.
•Знание растений. овощей и фруктов.
•Знание профессий, видов спорта, видов транспорта.
•Различать одежду, обувь и головные уборы. Быт людей.
•Времена года, (последовательность, месяцы по сезонам, основные приметы каждого времени года, дни недели.)
Слайд 10Мышление:
Определение четвертого лишнего.
Объединять предметы в группы по определенным признакам
Выстраивать логический
ряд из определенной группы фигур или предметов
Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам
Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними
Умение решать достаточно сложные логические задачи.
Конструирование из кубиков по чертежу, геометрических фигур, палочек
Слайд 11
Внимание:
Умение внимательно слушать, не отвлекаясь, 20 – 30 мин.
Устойчивость (сравнение
2-х картинок с 10-15 различиями) .
Находить 10 отличий между предметами
Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
Копировать точно узор или движение
Умение находить одинаковые предметы
Слайд 12Память
Уметь запоминать не менее 9 – 10 предложенных предметов или названных
слов
Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы
Повторять дословно предложение, состоящее из 9-10 слов.
Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Слайд 13Речь
Уметь сравнивать самостоятельно предметы и называть несколько существенных признаков
Отвечать на вопросы
по содержанию прочитанного и задавать их.
Самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.
Изменять слова, образуя новые
Выразительно исполнять стихотворения
Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением)
Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
Полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ
Отгадывать загадки, понимать образные выражения
Слайд 14Мелкая моторика
Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
Свободно владеть карандашом и кистью
при разных приемах рисования.
Писать печатные буквы по образцу.
Аккуратно клеить, раскрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предмета
Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
Изготавливать аппликации.
Ориентироваться в тетради в клетку
Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольник, треугольник, овалы, вырезать по контуру предмет)
Слайд 15 Социальная готовность потребность в общении, коррекция поведения в коллективе,
способность обучаться
Слайд 16Влияние родительских стереотипов на адаптацию ребенка к школе
«Вот пойдешь в школу,
там тебе….», «Ты наверное, будешь двоечником!...» - такие фразы могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утраты желания идти в школу.
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!...» - крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, уверенности в себе.
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» - родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.
Слайд 17 «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать,
а вести себя тихо и спокойно?» - не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте на путь заведомого обмана.
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» - у ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.
Слайд 18«Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать
первоклассником?»
«Хочу, чтобы мама и папа помогали, говорили со мной добрым голосом: «Подумай и у тебя получится»».
«Хочу, чтобы мама пожелала мне хорошей учебы, а учитель поздоровался, посадил бы на первую парту».
«Чтобы мама говорила: «Ты у меня умница, хочешь помогу делать уроки?».
Чтобы объясняли, что не понятно.
Чтобы учитель был добрым, часто улыбался и обнимал.
Чтобы когда приходил со школы мама готовила что-нибудь вкусное.
Чтобы вместе с мамой и папой выбирали и покупали тетрадки, школьную одежду, рюкзак.
Хочу, чтобы не ругали за плохие отметки, а спрашивали, почему так получилось, что не понятно.
Хочу, чтобы учитель чаще хвалил.
Слайд 19Блиц-опрос
Я считаю, что мой ребенок готов к школе потому, что…
С
поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы…
Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит…
Главное в учебной деятельности ребенка – это…
Я предполагаю, что в школьном обучении могут возникнуть следующие трудности…
Слайд 21Памятка для родителей будущих первоклассников
Необходимо вырабатывать у ребенка нравственно – волевые
качества: настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание, любознательность, организованность, прилежание ребенка, умение доводить дело до конца.
Формировать у ребенка мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.
Слайд 22Необходимо ребенка научить общаться: слушать собеседника, не перебивая, говорить самому после
того, как собеседник закончил свою мысль, пользоваться словами, характерными для вежливого общения.
Беседовать о прочитанных книгах, задавать вопросы, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц и др.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, то у него могут возникнуть проблемы со здоровьем.
Слайд 23Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 20 -30 минут.
Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Слайд 24
Чтобы вырос спокойный и уверенный в себя человек, обязательно хвалите его.
Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний Ваш ребенок потеряет веру в себя.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Слайд 25Спасибо за внимание.
До свидания!