Слайд 1
Развитие умения младших школьников решать орфографические задачи в процессе работы с
парными по глухости – звонкости согласными.
Подготовила: учитель начальных классов
МКОУ Березковской ООШ
Брежнева Е.А.
Слайд 2Актуальность темы обусловлена тем, что умение учащихся обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической
зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма и определяется в качестве приоритетной задачи обучения школьников русскому языку.
Слайд 3
Целевая установка работы – выявить условия формирования полноценного и прочного орфографического
навыка правописания парных звонких и глухих согласных.
Слайд 4
Задачи работы, обеспечивающие реализацию цели:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу,
описать подходы к данной теме, осветить дискуссионные вопросы;
создать программу методического эксперимента по диагностике и формированию орфографических умений учащихся в рамках работы по данному разделу;
внести посильный вклад в разработку данной проблемы путём анализа и систематизации подходов реализуемой и дополнительных программ и учебников, а также путём обобщения личного педагогического опыта.
Слайд 5 Ожидаемые результаты
Учащиеся научатся:
обнаруживать орфограмму «Парные по глухости-звонкости согласные» по
освоенным опознавательным признакам;
осознавать варианты букв ( д/т, б/п, в/ф, г/к, ж/ш, з/с), из которых осуществляется выбор на месте парных по звонкости-глухости согласных;
применять изученное правило и решать орфографические задачи на месте парных согласных в корнях слов разных частей речи;
раскрывать сущность понятия «орфограмма» и пользоваться термином « орфограмма».
Слайд 6Ожидаемые результаты
Учащиеся получат возможность научиться:
оставлять сознательный пропуск буквы
(«окошко») на месте орфограммы как средства проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
при применении правил опираться на общий способ действия, используя различные конкретные способы подбора проверочных слов.
Слайд 7Ожидаемые результаты
Учащиеся овладеют универсальными учебными действиями:
а) познавательные универсальные учебные
действия: осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами; переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии;
б) коммуникативные универсальные учебные действия: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач; распределять роли, договариваться и принимать общее решение;
Слайд 8Ожидаемые результаты
личностные универсальные учебные действия: зарождение сознательного отношения к
письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка;
регулятивные универсальные учебные действия: осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия; контролировать ход и результаты деятельности; использовать речь для регуляции своих действий; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Слайд 9
Система знаний и система деятельности
Первая группа упражнений направлена на формирование умения
распознавать парные звонкие и глухие согласные. При изучении данной темы предлагаемые упражнения носят повторительно – обобщающий характер, поскольку основная работа в названном направлении велась в период обучения грамоте.
Игра – путешествие на улицу парных согласных.
Слайд 10Система знаний и система деятельности
Упражнения четвёртой группы довольно трудны по своей
структуре. Ученики должны обозначить согласный звук на конце, основываясь на сопоставлении проверяемого и проверочного слова.
План рассуждения:
а) Слышу звук … б) Есть выбор букв … в) Проверяю… г) Перед гласным … д) Пишу букву…
Слайд 11Система знаний и система деятельности
Вторая группа упражнений направлена на
формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять.
Найдите слова с парными согласными, написание которых надо проверять: лев, слон, верблюд, ястреб, чиж, грач, сом, ёрш, краб, год, неделя, день.
Списывание и диктанты с заданием пропустить буквы, написание которых нужно проверять.
Слайд 12Система знаний и система деятельности
Третья группа упражнений направлена на отработку умения
обосновывать выбор проверочного слово.
Много – один: нож – ножи;
Записать слова в следующем порядке ( проверочное – проверяемое): глаза, завод, сторожа, тулуп, заводы, сторож, глаз;
Выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа: гриб- грибы, грибки, грибок; дед – дедушка, детки; рукав – рукавица, рукавчик, рукава; сторож – сторожка, сторожить.
Слайд 13Прием сознательного пропуска буквы
“Знаю - пишу, не знаю - оставляю
пропуск”. При его использовании алгоритм действий ученика выглядит следующим образом:
Прослушай слово.
Запиши столько чёрточек, сколько звуков в слове.
Обведи кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях.
Запиши слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски.
Слайд 14Письмо с “дырками”
Не знаешь точно, не пиши, спроси у
учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;
Слайд 15''Найди опасное место''
Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть
в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.
Слайд 16Диктант с постукиванием
Во время диктанта учитель постукивает по столу в
тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Слайд 17Использование разных видов диктантов:
Диктант с обоснованием.
Диктант с постукиванием (не контрольный).
Диктант «Найди
слова».
Диктант – игра «Кто больше запомнит».
Зрительный диктант.
Знаковый диктант.
Слайд 18Какографические упражнения
В лису снек по колено. На ветках пушыстые
подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.
Слайд 19 Карточки
Из слов, данных в скобках, выбери проверочное для данного
слова. Запиши по образцу. Обозначить орфограмму.
Образец: голубка - голуби
Сторо..ка (сторож, сторожить), тетра..ь (тетрадка, тетради), варе..ка (варежки, варежечка), сне..ки (снег, снежок)
Вставь пропущенные буквы и найди «лишнее» слово в каждой строке.
Лег..кий, пиро.., мя..кий, индю...
Хле.., про..ка, та..ки, оши..ка.
Тра..ка, ло..кий, жира.., клю…
Составь и запиши небольшой текст, используя данные слова. Вставь пропущенные буквы.
Сне.., като.., сала..ки, сугро.., моро...