Слайд 1Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)
версия для детей
и подростков(МКФ ДП)
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. Севастополь, 2016
Слайд 2Почему для инклюзивного образования важно наличие общей основы понимания ограниченных возможностей?
Слайд 3К пониманию ограниченных возможностей можно подойти
с позиций экономики
с позиций
образования
с позиций прав человека
с социально-культурных позиций
с позиций здравоохранения
…
Эти позиции представляют различные концептуальные миры.
Слайд 5
Содержательная система для организации информации в отношении ограниченных возможностей должна…
…
допускать адекватное представление или отображение всех важных элементов, значимых для той или иной конкретной области знаний
… обеспечивать возможность понимания не только сущностей, но также и взаимосвязи между ними
… быть настолько сложной, насколько это необходимо, и настолько простой, насколько это возможно
… обеспечивать возможность установления связей с другими информационными системами
Слайд 6информационные системы должны…\
… обеспечивать надежную связь между данными (например, данными,
получаемыми путем наблюдений или с помощью инструментария для оценок, данными, поступающими в автоматическом режиме) и областями знаний (например, концепциями, теориями, моделями)
… представлять знания, имеющие значение для большого числа людей
… обеспечивать основу для сбора данных, которую можно использовать в различных целях
… иметь ограниченный охват, с тем чтобы сохранялась возможность управления информацией
Слайд 7 Введение в Международную классификацию функционирования, ограничений
жизнедеятельности и
здоровья
Слайд 8Концептуальные миры ВОЗ–СМК
Всемирная организация здравоохранения – система международных классификаций
Международная классификация
болезней; МКБ-10 (см. в интернете альфа-проект МКБ-11)
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, МКФ и МКФ-ДП
Международная классификация медицинского вмешательства, МКМВ
(в процессе разработки)
http://www.who.int/classifications/en/
Слайд 10Основополагающие принципы МКФ и МКФ-ДП
Функционирование человека – не только ограниченные возможности
Универсальная
модель – не модель для меньшинства
Комплексная модель – не только медицинская или социальная
Интерактивная модель – не линейно-прогрессивная
Параллелизм – не этиологическая причинность
Учет контекста – не только параметров соответствующего лица
Применимость к разным культурам – не сугубо западные концепции
Опора на практику – не на одну лишь теорию
Охват всех возрастных групп – ориентация не только на взрослых
Слайд 11МКФ/МКФ-ДП -- это…
Объединяющий международный язык для обсуждения вопросов здоровья и ограничений
жизнедеятельности
Концептуальные рамки или способ осмысления здоровья и ограничений жизнедеятельности
Систематический метод классификации и количественной оценки здоровья и связанных со здоровьем вопросов - вывод на функции (инструмент классификации)
Метод сопоставления данных
Взято из канадского учебного курса по МКФ
http://www.bcchildrens.ca/professionals/EducationTraining/http://www.bcchildrens.ca/professionals/EducationTraining/МКФhttp://www.bcchildrens.ca/professionals/EducationTraining/МКФ.htm
Слайд 12Основанная на МКФ МКФ-ДП делает шаг к включению социального аспекта, определяя
не только нарушение, но также его влияние на функционирование и участие детей в их среде. Она охватывает четыре основные области:
структуры организма,
функции организма,
ограничение активности и
ограничения участия.
Слайд 13Модель МКФ
Состояние здоровья
Активность
Участие
Факторы среды
Индивидуальные факторы
Структуры и
функции
организма
Слайд 14Ограничение жизнедеятельности, согласно МКФ, являются обычным аспектом человеческого существования, так как
любой человек может иметь ограничение жизнедеятельности в той или иной степени
Слайд 15Описание функциональных и средовых аспектов необходимо, чтобы достичь ЦЕЛОСТНОГО взгляда на
ситуацию повседневной жизни ребенка, поскольку одно только называние диагностированных нарушений или болезней не может отразить повседневного функционирования ребенка
Слайд 16Эта классификация предоставляет возможность собрать данные о воздействии физического и социального
окружения с тем, чтобы на него можно было повлиять с помощью социальной политики, системы здравоохранения и системы образования в целях улучшения благополучия детей
Слайд 17Классификация охватывает также задержку в развитии.
Дети, достигающие определенные вехи позднее
своих сверстников, могут подвергаться повышенному риску нарушений жизнедеятельности.
Используя эту классификацию, работники здравоохранения, родители и учителя смогут дать точное описание таких задержек для планирования потребностей в области здравоохранения и образования.
Слайд 18Таким образом,
МКФ-ДП впервые позволяет унифицировать стандартные формулировки в области здравоохранения,
образования и социальных служб для детей.
Слайд 19Применение МКФ и МКФ-ДП
МКФ может применяться в различных целях, например:
в
качестве статистического инструмента – для сбора и регистрации данных
в качестве исследовательского инструмента – для оценки результатов, качества жизни или факторов внешней среды
в качестве клинического инструмента – для оценки потребностей, профессиональной пригодности
в качестве инструмента социальной политики – для использования в целях создания компенсационных систем, установления наличия прав, разработки стратегий
в качестве образовательного инструмента – в целях повышения уровня информированности, просвещения в отношении инвалидности
*
Конференция по инклюзивному образованию
Слайд 20Структура МКФ
Классификация
Части
Элементы
Конструкты/
определители
Домены и категории
на разных уровнях
МКФ
Часть 1:
Функционирование
и ограничения
жизнедеятельности
Часть 2:
Контекстуальные
факторы
Функции и системы организма
Активность и участие
Факторы внешней среды
Личностные
факторы
Изменение
систем
организма
Способ-ность
Исполнение работы
Облегчающий
фактор/
Барьер
Уровни
позиции:
1-й
2-й
3-й
4-й
Уровни позиции:
1-й
2-й
3-й
4-й
Уровни позиции:
1-й
2-й
3-й
4-й
Изменение
функций
организма
Уровни позиции:
1-й
2-й
3-й
4-й
Уровни позиции:
1-й
2-й
3-й
4-й
*
Слайд 21Для оценки нарушения функций и структур организма используются общепризнанные клинические методики.
Градация степени выраженности осуществляется в соответствии с единой шкалой
(знак ХХХ стоит вместо кода домена второго уровня):
ХХХ 0 НЕТ НАРУШЕНИЙ (НИКАКИХ, ОТСУТСТВУЮТ, НИЧТОЖНЫЕ,...) 0-4%
ХХХ 1 ЛЕГКИЕ НАРУШЕНИЯ (НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, СЛАБЫЕ,...) 5-24%
ХХХ 2 УМЕРЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ (СРЕДНИЕ, ЗНАЧИМЫЕ,...) 25-49%
ХХХ З ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ (ВЫСОКИЕ, ИНТЕНСИВНЫЕ,...) 50-95%
ХХХ 4 АБСОЛЮТНЫЕ НАРУШЕНИЯ (ПОЛНЫЕ,...) 96-100%
*
Конференция по инклюзивному образованию
Слайд 22*
REGIONAL CONFERENCE ON INCLUSIVE EDUCATION
Функции организма кодируются одним определителем, отражающим степень
или величину нарушения. Наличием нарушения считается: утрата или отсутствие, снижение, добавление или избыток, отклонение.
Структуры организма кодируются тремя определителями. Первый определитель отражает степень или величину нарушения, второй определитель используется, чтобы указать на характер изменения, и третий определитель обозначает локализацию нарушения.
Слайд 23*
REGIONAL CONFERENCE ON INCLUSIVE EDUCATION
«Активность и участие» кодируются двумя определителями: определителем
реализации, который занимает позицию первой цифры после разделительной точки, и определителем потенциальной способности, который занимает позицию второй цифры после разделительной точки. Идентифицирующий категорию код в перечне активность и участие и два определителя составляют желаемую информационную панель.
Слайд 26Участие - ключевой конструкт МКФ
Описывает вовлеченность ребенка в жизненную ситуацию и
определяется как «чувство принадлежности и вовлеченности», пережитое человеком в отношении «быть активным в основном контексте».
Это наличие и доступность повседневной активности.
Это то как часто у ребенка присутствует активность.
Важные аспекты участия – контекст и окружающая среда, то есть текущая жизненная ситуация и условия, в которых активность происходит, где и с кем.
Слайд 27Активность – персональная характеристика
Выполнение задачи или действия:
Способность – то, что ребенок
может сделать
Выполнение – то, что ребенок делает с помощью, поддержкой
Участие – разделенная характеристика (ребенок и его вовлеченность, окружающие люди и их принятие и предоставление возможности участия)
Вовлеченность в жизненную ситуацию:
Насколько ребенок включен в деятельность
Насколько ребенок вовлечен в жизнь общества
Слайд 29Активность и участие также включают элемент воли:
переход от рефлективных действий к
намеренным с все возрастающей степенью автономности
переход от простых действий к комплексным с возрастанием степени социальной включенности
Застегивание пуговок на рубашке Простое функциональное действие
Надевание рубашки Комплексное функциональное действие
Самостоятельное одевание дома Простая жизненная ситуация
Школьная рутина Сложная жизненная ситуация
(одеться для выхода на перерыв)
Слайд 30Международная классификация функционирования
b – функции организма
психические
сенсорные
голоса и речи
кровообращения, дыхания, крови, иммунитета
питания
и обмена веществ
s – структуры организма
нервной системы
глаза, уха и смежных структур
обеспечивающие голос и артикуляцию
систем кровообращения, дыхания, иммунитета
обеспечивающие пищеварение и обмен веществ
Слайд 31Структуры организма
Структуры нервной системы (s1)
s110 Структура головного мозга
s120 Спинной мозг и
относящиеся к нему структуры
Структуры, участвующие в голосе и речи (s3)
Структуры, относящиеся к движению (s7)
s710 Структура головы и области шеи
s720 Структура области плеча
s730 Структура верхней конечности
s740 Структура тазовой области
s750 Структура нижней конечности
s760 Структура туловища
Кожа и связанные с ней структуры (s8)
Слайд 32Структуры организма
s1. СТРУКТУРЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
s2. ГЛАЗ, УХО И ОТНОСЯЩИЕСЯ К НИМ
СТРУКТУРЫ
s3. СТРУКТУРЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ГОЛОСООБРАЗОВАНИИ И РЕЧИ
s4. СТРУКТУРЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ИММУННОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ
s5. СТРУКТУРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, МЕТАБОЛИЗМУ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЕ
s6. СТРУКТУРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К УРОГЕНИТАЛЬНОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМАМ
s7. СТРУКТУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ
s8. КОЖА И ОТНОСЯЩИЕСЯ К НЕЙ СТРУКТУРЫ
Слайд 33Функции организма
Умственные функции
Сенсорные функции и боль
Функции голоса и речь
Функции сердечно-сосудистой, крови,
иммунной и дыхательной систем
Функции пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма
Урогенитальные функции
Нейромышечные, скелетные и связанные с движением функции
Функции кожи
Слайд 34b1. УМСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ
b110 Функции сознания
b114 Функции ориентированности (время, место, человек)
b117 Интеллектуальные
функции (включая интеллектуальную задержку, деменцию)
b130 Волевые и побудительные функции
b134 Функции сна
b140 Функции внимания
b144 Функции памяти
b152 Функции эмоций
b156 Функции восприятия
b164 Познавательные функции высокого уровня
b167 Умственные функции речи
Слайд 36Как раннее вмешательство улучшает здоровье ребенка?
Научение и применение знаний
Общие задачи и
требования
Коммуникация
Мобильность
Самообслуживание
Бытовая/домашняя жизнь
Межличностное взаимодействие
Главные сферы жизни (игра)
Жизнь в сообществах
Умственные функции
Сенсорные функции и боль
Функции голоса и речь
Функции сердечно-сосудистой, крови, иммунной и дыхательной систем
Функции пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма
Урогенитальные функции
Нейромышечные, скелетные и связанные с движением функции
Функции кожи
Слайд 37Раннее вмешательство:
Активность и участие в повседневной жизни
Медицинские услуги, сопряженные с РВ:
Структуры
и функции организма
Социальные и услуги, сопряженные с РВ:
Окружающая среда
Выход из РВ образовательные услуги
Слайд 38Раннее вмешательство:
Ребенок и его способности осваивать новые навыки
Семья и ее способности
развивать ребенка
Медицинские услуги, сопряженные с РВ:
Обследования
Хирургическая коррекция
Педиатрическая помощь при нарушениях пищеварения
Лечение эпилептических расстройств
………
Социальные услуги, сопряженные с РВ:
Экспертиза и ИПР
Обеспечение техническими средствами
Пенсии, пособия
Услуги «передышки»
Доступность среды
……
Переход к получению образовательных услуг
Слайд 39Раннее вмешательство:
Ребенок и его способности осваивать новые навыки
Семья и ее способности
развивать ребенка
Медицинские услуги, сопряженные с РВ:
Обследования
Хирургическая коррекция
Педиатрическая помощь при нарушениях пищеварения
Лечение эпилептических расстройств
………
Социальные услуги, сопряженные с РВ:
Экспертиза и ИПР
Обеспечение техническими средствами
Пенсии, пособия
Услуги «передышки»
Доступность среды
……
Переход к получению образовательных услуг
Слайд 40Философия МКФ позволяет
Рассматривать функционирование ребенка, его активность, участие
Думать о ребенке, как
о способном, планировать развитие способностей
Понимать, что способность что-то делать складывается из определенных навыков (использование ходьбы для передвижения – удерживать равновесие стоя, планировать шаг, переносить центр тяжести, выносить ногу, ставить ее, вновь переносить центр тяжести….)
Искать способы преодоления ограничений активности и участия в окружающей среде
Слайд 41Критерии эффективности ранней помощи
Развитие ребенка в основных сферах, определенных
в разделе «активность и участие» МКФ
Адаптация семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка
Содействие созданию поддерживающих свойств среды
Слайд 42Решение проблем
ОЦЕНКА
ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Слайд 43
ЧТО будет сделано? КОГДА?
Кто ответственный?
Свяжите методы с объяснениями!
Активности/Участие
Проанализируйте причины проблемы!
Факторы
среды
Подумайте обо всех компонентах!
Функции/структуры организма
Используйте всю доступную информацию!
Сформулируй-те проблему для ребенка в целом.
Думайте о социальном участии – что это значит для ребенка?
Это поможет ребенку найти мотивацию для вмешательств!
Общие цели, со сроками.
М.б. более детальные цели в дополнение.
Установите приоритеты!
Слайд 45Роли родителей и специалистов в совместном решении проблем
Родители
Специалисты как эксперты
Руководят родителями
в выражении проблем
Объяснения с привязкой к диагнозу. Результаты тестов, функции и навыки развития
Помогают родителям выразить свои потребности
Руководят родителями в формировании целей
Методы – подбор и применение
Руководят родителями в измерении степени достижения цели
Формулировка проблем
Повседневная жизнь и такие объяснения проблем, которые связаны с историей жизни, ролями, распорядком и видами активности
Жизненный стиль и потребности, т.е. приоритетность потребностей
Цели, связанные с формулировкой проблемы
Как интегрировать методы в их повседневную жизнь
Судят, достигнуты ли цели
Слайд 46Некоторые подсказки в отношении возможных путей использования МКФ в целях создания
информационной системы, полезной для инклюзивного образования
Слайд 47Функционирование в МКФ
используется для отображения
“Ориентации
на дефициты”
Понимание проблем
“Ориентации
на компетентность”
План вмешательства
критерии дифференциальной
диагностики
для
выявления синдрома
(например, неспособности
к обучению)
элементы способностей
в качестве критериев для
выявления компетентности
(например, способности
к обучению)
функциональные качества,
связанные с проблемой
Функциональные качества,
связанные с участием
Отбор информации,
“отвечающей цели”
Слайд 48Обеспечьте последовательность всего цикла профессионального вмешательства
Ситуация
Анализ
Планирование
Действие
Проверка/
оценка/
экспертиза
Процесс
анализа
Планирование/
Принятие решений
Действие/
Осуществление
Ориентация
на цель
Hollenweger & Luder, Sonderpädagogische
Förderung heute 2010
Слайд 49Содействуйте межсекторальному сотрудничеству на разных уровнях
Здравоохранение
Образование
Социальное
обеспечение
Индивиды в контексте институциональных учреждений
Программы и
операции, предназначенные для
удовлетворения потребностей индивидов
Микроуровень / Услуги
Административные и организационные механизмы,
связанные с оказанием услуг
Мезоуровень / Системы
Нормы, правила и стандарты в целях организации,
контроля и мониторинга услуг
Макроуровень / Политика
Hollenweger, Disability and Rehabilitation 2010
Слайд 50Расширенная модель МКФ
Методы, обеспечение
и услуги
Цели в области
образования и развития
Образ ответственного, счастливого
и здорового
гражданина, обладающего возможностями,
компетенцией и способностью приспосабливаться
к реалиям жизни в обществе
Hollenweger, BMC Public Health 2011
Состояние здоровья
Функции и системы организма
Активность
Участие
Факторы внешней среды
Личностные факторы
Слайд 51
Библиография:
Minow, M. (1985). Learning to Live with the Dilemma of Difference:
Bilingual and Special Education, Law and Contemporary Problems, 48(2), 157-211.
Rogers, R. (2002). Through the eyes of the institution: A critical discourse analysis of decision making in two special education meetings. Anthropology & Education Quarterly, 33(2), 213–237.
OECD (2007). Students with Disabilities, Learning Difficulties and Disadvantages. Policies, Statistics and Indicators. Paris: OECD.
WHO (2001). International Classification of Functioning, Disability and Health. Geneva: WHO (также имеется на русском языке).
WHO (2007). International Classification of Functioning, Disability and Health, Version for Children and Youth. Geneva: WHO.
Документ см. по адресу: http://apps.who.int/classifications/icfbrowser/Default.aspx
Материалы выступления профессора д-ра Юдит Холленвегер, Цюрихский педагогический университет, на Конференции по инклюзивному образованию
детей с ограниченными возможностями; Москва, 27 сентября 2011 года