Слайд 1Консультация для воспитателей
«ФГОС И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА»
Муниципальное казенное дошкольное
общеобразовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3
Барабинского района Новосибирской области воспитатель 1 квалификационной категории
Михайловская Ольга Васильевна
Слайд 2ФГОС ДО
Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей
культуры воспитанников,
развития их нравственных, интеллектуальных,
физических и эстетических качеств.
Слайд 3Нравственное воспитание
целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и
конкретного общества.
Слайд 4Результат нравственного воспитания детей дошкольного возраста
проявление и утверждение в личности
определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Слайд 6Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно -
потребностной сферы ребенка, а также произвольности психических процессов, что, в свою очередь, ведет к нарушениям всестороннего познавательного и личностного развития. С несформированными личностными механизмами поведения дети остаются зависимыми от ситуаций и внешних требований взрослого.
Слайд 7 материалы, представленные на научно-практических конференциях
«Ребенок в современном обществе» (МГППУ,
2007), «Другое детство» (МГППУ, 2009), позволили зафиксировать ряд особенностей современных детей и их развития в детских видах деятельности. В исследованиях Е.О. Смирновой, профессора Московского городского психолого-педагогического университета прослеживается много тревожных и вызывающих опасение фактов. В частности установлено, что развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте снижается и что подавляющее большинство детей этого возраста остается на низком уровне игровой деятельности.
Развитые ее формы выявлены лишь у 10% детей в возрасте 5— 6 лет и у 18% — в возрасте 6—7 лет
Во многих исследованиях фиксируются неразвитость внутреннего плана действий, сниженный уровень воображения.
У большинства детей в возрасте 5—6 лет преобладает ситуативно-деловая форма общения, соответствующая младшему дошкольному возрасту.
Только у 20% обследованных детей в возрасте 5—6 лет прослеживаются общительность, высокий уровень развития коммуникативных способностей.
Слайд 8Общение с взрослыми
Современные дети несколько отстают от возрастной нормы. У большинства
из них в возрасте 5—6 лет преобладает ситуативно-деловая форма общения, соответствующая младшему дошкольному возрасту. Их интересы ограничиваются предметными действиями и не выходят за пределы конкретной ситуации.
Слайд 9общения со сверстниками
25% детей беспомощны в реальных
отношениях со сверстниками и
неспособны разрешать простейшие конфликты.
Около 30% самостоятельных решений имеют явно агрессивный характер.
25% детей — достаточно высокий уровень социальной компетентности. Эти дети — интересные собеседники, способны самостоятельно разрешить проблемные ситуации.
Слайд 10Вопрос
Остается вопрос: каковы приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания
в дошкольном возрасте?
Слайд 11Как отбирать сказку
при отборе сказки для рассказывания очень важно раскрыть ее
духовный замысел. А при рассматривании иллюстраций к ней необходимо обратить внимание ребенка на картины, отражающие ситуации эмоционального неблагополучия сказочного героя.
Слайд 12задача педагога
заключается в акцентировании внимания ребенка на эмоциональном состоянии героя сказки:
его испуге, слезах, позе, выраженной обидой, что поможет дошкольнику глубже воспринять содержание и смысл сказки.
Слайд 13ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте снижается
Искажается и сама
суть детской игры
разрыв между его чувствами и поведением.
Слайд 14Недостаток нравственного
воспитания
Наиболее существенным недостатком в области нравственного воспитания ребенка выступает
разрыв между его чувствами и поведением.
Слайд 15Игра
Игра — наилучшее средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики
поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу.
Слайд 17Используют игру не в качестве средства для проявления заботы и доброты,
накопления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала.
Слайд 18Игровые действия
Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали
бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.
Слайд 19Условия:
знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их
взаимоотношениями;
не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно-игровых ситуациях;
использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;
взрослым необходимо передать детям игровой опыт.