Слайд 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
« Что мы знаем о
М.В.Ломоносове?»
Слайд 2I тур
«Выбери правильный ответ»
Слайд 3 Назовите день рождения М.В.Ломоносова
1. 21 ноября
2. 20 ноября
3. 19 ноября
Слайд 4
1. 21 ноября
2. 20 ноября
3. 19 ноября
Слайд 5 В какой деревне родился М.В.Ломоносов?
1. Уйма
2. Мишанинская
3. Холмогорское
Слайд 61. Уйма
2. Мишанинская
3. Холмогорское
Слайд 7Кем был отец М.В.Ломоносова?
1. Учёным
2. Священником
3. Рыбаком
Слайд 81. Учёным
2. Священником
3. Рыбаком
Слайд 9Чем приходилось заниматься
Михаилу с 10-летнего возраста?
1. Сеять хлеб
2. Ловить рыбу
3.
Пасти скот
Слайд 10
1. Сеять хлеб
2. Ловить рыбу
3. Пасти скот
Слайд 115 декабря 1730 года на постоялом дворе
под Вельском остановился рыбный
обоз,
с которым шёл, прячась от леденящего ветра, упрямый помор Ломоносов.
Куда он шёл?
1. В Архангельск
2. В Вологду
3. В Москву
Слайд 12
1. В Архангельск
2. В
Вологду
3. В Москву
Слайд 13Сколько лет было М.В.Ломоносову,
когда он сел за парту
Славяно-греко-латинской академии?
1. 16 лет
2. 19 лет
3. 22 года
Слайд 14
1. 16 лет
2. 19 лет
3. 22 года
Первые автографы
М.В.Ломоносова
Слайд 15Каким северным ремеслом основательно владел Ломоносов?
1. Резьба по дереву
2. Плетение из
бересты
3. Резьба по кости
Слайд 16
1. Резьба по дереву
2. Плетение из бересты
3. Резьба по кости
Слайд 17Что назвал Ломоносов «вратами своей учёности»?
1. Учебники
2. Дорога в Москву
3. Школьные
годы
Слайд 18 1. Учебники
2. Дорога в Москву
3. Школьные годы
Слайд 20 19 –летнему Михаилу помогло поступить в Москве в Славяно-греко-латинскую академию.
1.
Большое желание учиться
2. Много денег
3. Хорошее здоровье, выносливость
4. Упорство и трудолюбие
Слайд 21
1. Большое желание учиться
2. Много денег
3. Хорошее здоровье, выносливость
4. Упорство и
трудолюбие
Славяно-греко-латинская академия
Слайд 22Ломоносов написал такие книги:
1. «Риторика»
2. «Российская грамматика»
3. «Полтавская баталия»
4. «Первые основания
металлургии»
Слайд 23Ломоносов написал такие книги:
1. «Риторика»
2. «Российская грамматика»
3. «Полтавская баталия»
4. «Первые
основания металлургии»
Слайд 24 В честь Ломоносова в нашем городе названы:
1. Театр
2. Библиотека
3. Площадь
4. Проспект
Слайд 25
1. Театр
2. Библиотека
3. Площадь
4. Проспект
Слайд 27 Когда Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву,
у него было
всего 5 рублей?
Слайд 29
Ломоносова дразнили:
«Дядя, достань воробушка»
Слайд 30 ДА,
в Славяно-греко-латинскую академию, он пришёл учиться
в 19 лет
Слайд 31В первых записях Ломоносова, сохранившихся до наших дней, имеется только
5
орфографических ошибок?
Слайд 33Искусство мозаики – это изобретение Ломоносова?
Слайд 35Однажды Ломоносов написал оду в честь царицы.
За это она пожаловала
ему 2000 рублей, и привезли их ему к дому на нескольких подводах?
Слайд 36 ДА,
Если бы ему дали сумму золотыми монетами, она бы
весила 1кг 308 г, а ему привезли на трёх подводах 3 тонны медных монет
Слайд 37Одна из малых планет
носит имя Ломоносова?
Слайд 39
Ломоносов был ученым-энциклопедистом:
физиком, химиком, астрономом, геологом,
географом, историком, литератором?
Слайд 42
Обучаясь в Московской академии, Михаил Ломоносов в учении шагал семимильными шагами.
За 4 года прошёл 6 школ, на которые полагалось 7 лет.
Вопрос.
На сколько лет меньше потратил Ломоносов на учение, чем полагалось?
Слайд 44В Москве, в академии, учились дети, в основном, 10 лет. Михаилу
Ломоносову при поступлении было 19 лет.
Вопрос.
Какова разница в возрасте была между Михаилом и другими детьми?
Слайд 46
Когда М.В.Ломоносов учился в Московской Славяно-греко-латинской академии, он тратил по 1
алтыну в день.
1 алтын = 3 копейкам
1 копейка = 2 денежкам.
Вопрос.
Найти, сколько денежек в алтыне.
Слайд 48
Получая 1 алтын, Михаил тратил 1 денежку на квас, 1 денежку
на хлеб, остальные – на бумагу, обувь и другие нужды.
Вопрос.
Сколько денежек он тратил на остальные нужды?
Слайд 50
1 января 1736 года Ломоносов прибыл в Петербург в академический университет,
а уже в сентябре того же года он, как один из лучших студентов, был отправлен в Германию для изучения горного дела, металлургии и «пробирного искусства».
Вопрос.
Через сколько месяцев после поступления в Петербургский университет Ломоносов отправился в Германию?
Слайд 51 Январь, февраль, март,
апрель, май, июнь,
июль, август.
Через 8 месяцев.
Слайд 52
Курс в Московской академии был рассчитан на 12 лет. Ломоносов прошёл
его за 5 лет.
Вопрос.
На сколько лет меньше истратил Ломоносов на изучение наук в академии, чем было на это рассчитано?
Слайд 54
В 1761 году М.В.Ломоносов открыл на Венере атмосферу. Через 200
лет наша страна направила к Венере первую космическую лабораторию.
Вопрос.
В каком году произошло это событие?
Слайд 56
М.В.Ломоносов выполнил 43 мозаичных картины, 22 из них до нас не
дошло.
Вопрос.
Сколько картин Ломоносова, при желании, мы можем увидеть сегодня?
Слайд 58
М.В.Ломоносов родился в д. Мишанинской
близ Холмогор, что в 75 км
от Архангельска
Вопрос.
Сколько времени затратит всадник, едущий верхом на лошади, проезжающий в среднем 15 км/ч, чтобы доехать от Холмогор до Архангельска?
Слайд 60Михаил Васильевич Ломоносов
1711 - 1765
Слайд 61Строптивый сын Архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И
песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкостью монахов удивлял?
В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Слайд 62В середине января 1731 г. Михаил, сказавшись дворянским сыном, подаёт прошение
о зачислении в Славяно-греко-римскую академию. В 1734 г., надеясь на улучшение качества образования, поступает в Киево-Могилянскую академию, но, разочаровавшись, в 1735 г. возвращается обратно в Москву.
Славяно-греко-римская академия
Киево-Могилянская академия
Слайд 63Когда он учился в классе «философии», по указу Сената, Славяно-греко-латинская академия
должна была отобрать 20 лучших своих учеников и направить их в Петербург для пополнения академического университета.
После тщательной проверки знаний было отобрано 12 учеников, в их числе Михайло Ломоносов. В конце декабря 1735 г. воспитанники академии выехали из Москвы, около недели добирались до Петербурга, и 1(12) января 12 воспитанников переступили порог высшего учреждения страны.
Слайд 64Всего 8 месяцев провёл Ломоносов в Академии наук до своего отъезда
в Германию, но и за этот срок он сумел приобщиться к новым областям знаний, познакомился с академическими учреждениями, расширил свой научный кругозор. В конце сентября 1736 г. Ломоносов с товарищами отплыли из Кронштадта в Германию.
Слайд 65Марбургский университет, основанный в 1526 г. имел 4 факультета: богословский, медицинский,
философский и юридический. Ломоносов с товарищами был зачислен на философский факультет.
Студенты начали занятия с изучения немецкого языка и одновременно занимались арифметикой, геометрией и тригонометрией. Профессор Х. Вольф читал лекции по механике, теоретической и экспериментальной физике и логике. Профессор Ю.Г. Дуйзинг читал курс теоретической химии; наёмные учителя обучали их французскому языку, танцам, рисованию и фехтованию. Ломоносов в лаборатории университетского аптекаря Д.Ф. Михаэлиса занимался экспериментальной химией. Русские студенты проявили живой интерес к занятиям естественной историей – минералогией, ботаникой, зоологией.
Изучение естественных наук он успешно сочетал с литературными занятиями.
Христиан Вольф
Слайд 66Вскоре из Петербурга пришло предписание, чтобы студенты готовились к отъезду во
Фрейберг для изучения металлургии и горного дела. Ломоносову было грустно расставаться с городом, где он провёл почти 3 года, здесь он оставлял молодую жену (Елизавета-Христина Цильх). 14 июля 1739 г. студенты прибыли в старейший горнозаводский центр Саксонии к Генкелю.
Слайд 67В начале мая 1740 г., после очередной ссоры с Генкелем, Ломоносов
покинул Фрейберг, чтобы возвратиться в Россию. Не имея денег на дорогу, он рассчитывал с помощью русских посланников в Германии и Голландии возвратиться в Петербург. Но его преследовали неудачи. Всё лето и начало осени 1740 г. он странствовал по Германии. Поселившись в Марбурге, он продолжал хлопотать о своём возвращении в Россию.
Слайд 68Весной 1741 г. Ломоносов получил из Петербургской Академии наук предписание возвратиться
в Россию. В июне Ломоносов прибыл в Петербург. Когда Ломоносов прибыл в Петербург, началась его многогранная и чрезвычайно интенсивная научная деятельность.
Слайд 69Главным своим научным занятием Ломоносов избрал химию. Для успешного развития этой
науки необходимо было иметь экспериментальную базу. Поэтому в 1742 г. он разработал и передал в Академию проект постройки химической лаборатории. Потребовалось 6 лет упорной и настойчивой борьбы, чтобы добиться создания в Петербургской Академии наук центра химических исследований.
Слайд 70В конце апреля 1745 г. учёный обращается в канцелярию с ходатайством
о присвоении ему звания профессора химии.
Когда Ломоносов стал профессором химии, он стал ещё настойчивее добиваться создания химической лаборатории, т.к. без неё невозможны химические эксперименты. И только в 1746 г. последовал указ о постройке химической лаборатории. 1748 г. стал годом постройки первой в России научно-исследовательской химической лаборатории.
Оборудованная новейшими приборами и реактивами, химическая лаборатория стараниями Ломоносова стала не только исследовательским центром, но и базой для теоретических и практических занятий студентов. Здесь он не только проводил опыты, но и читал лекции по физике, натуральной минералогии.
Слайд 71Работая в химической лаборатории над вопросами химии и технологии силикатов, Ломоносов
достиг больших успехов в изготовлении прозрачных и непрозрачных стёкол.
В 1752-1753 гг. для организации производства стекла, Ломоносов добился от русского правительства разрешения на постройку специальной фабрики цветного стекла в деревне Усть-Рудице. Параллельно с работами по строительству фабрики, Ломоносов вместе с Г.В. Рихманом (профессор физики Академии наук, погибшим от удара шаровой молнии) вёл интенсивные наблюдения грозового электричества.
Слайд 72В 1747-1749 гг. Ломоносов принимал участие в редактировании газеты «Санкт-Петербургские ведомости»,
в подготовке периодических научных академических изданий «Комментарии» и «Новые комментарии».
Слайд 73Добившись высокого звания профессора, Ломоносов всё-таки не обеспечил себе прочного положения
в обществе. На это можно было рассчитывать, имея определённый чин. В марте 1751 г. он получил чин 6-го класса – коллежского советника, за научные заслуги. Это коренным образом меняло социальное и материальное положение учёного. Несмотря на заслуги Ломоносова, дальнейшее продвижение по иерархической лестнице всячески тормозилось и только в декабре 1763 г. он получил следующий чин – 5-го класса – статского советника.
Кроме этого, в 1757 г. он был назначен советником академической канцелярии, с 1758 г. стал руководителем Географического департамента, а с 1760 г. в его ведении находились академические университет и гимназия.
Слайд 74В последнее десятилетие своей жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки,
как убеждённый просветитель. Его научно-организационная деятельность, проникнутая идеей беззаветного служения Родине, была не менее разнообразной, чем исследовательская работа. Создание научной химической лаборатории, организация географических исследований, снаряжение астрономических экспедиций, подготовка плаваний с целью освоения Северного морского пути, разработка многочисленных проектов переустройства Петербургской Академии наук, основание устава Московского университета ещё в 1754 г. и многое другое.
Московский университет
Слайд 75В организационной деятельности Ломоносова предметом постоянного внимания была подготовка отечественных научных
кадров. Он смело выступал за демократизацию Академии, отстаивал право на занятие наукой для всех сословий. Для подготовки научных кадров Ломоносов разработал последовательную систему, состоящую из 3 ступеней: гимназия, университет, академия. Он рассматривал гимназию как фундамент университетского образования и как самостоятельное учебное заведение. Главное место в подготовке учёных Ломоносов отводил университету. Высшая школа представлялась ему как автономное учреждение, имеющее свои научные и общественные права.
Гимназия
Университет
Академия
Слайд 76Яркую страницу в творческой биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Дольше
20 лет своей жизни он посвятил преподаванию. Он очень серьёзно относился к подготовке лекций, будь то физика или стихосложение. Готовясь к чтению курса, он писал пособия для слушателей, которые издавались потом как научные труды. Ценой огромных усилий Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования и те патриотические традиции, которые определили весь дальнейший прогресс науки в России.
М. В. Ломоносов в Химической лаборатории за проверкой опытов Р. Бойля.
Слайд 77Научные труды Ломоносова получили признание не только в России, но и
за рубежом. В апреле 1760 г. он был избран почётным членом Шведской Академии наук. К 1764 г. научная слава Ломоносова достигает зенита, хотя в этом же году его избирают почётным членом Болонской Академии. Находящийся в Париже Шувалов собирался представить его кандидатуру в Парижскую Академию, но было поздно. 4 (15) апреля 1765 г. Ломоносов скончался. Хотя упоминание о болезни Ломоносова было и ранее, в конце января 1765 г. он последний раз присутствовал на заседании Академического собрания, далее в протоколах заседаний значится отсутствие Ломоносова ввиду болезни.
Слайд 78Научные труды:
Молекулярно-кинетическая теория о строении вещества;
«276 заметок по физике
и корпускулярной философии»;
«Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» и обстоятельное приложение «Изъяснения, надлежащие к «Слову о электрических воздушных явлениях»;
Диссертация «Размышление о причине теплоты и холода»;
«Опыт теории упругой силы воздуха»;
«Добавление к Опыту, О рождении и природе селитры»;
«Слово о происхождении света, новая теория о цветах представляющая»;
«Элементы математической химии».
Слайд 79Научные труды:
«Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее»;
Конструирование горизонтоскопа, представляющего собой перископ, снабжённого устройством для горизонтального обзора местности наблюдателем, находящимся в укрытии;
Проектирование специального инструмента – морского жезла, который служит для точного определения времени в море;
Изобретение новой системы отражательного телескопа, кроме этого разработка собственной конструкции зеркального телескопа, более усовершенствованного, чем у Ньютона и Грегори.