Слайд 1Экскурсионно-краеведческая деятельность младших школьников (из опыта работы)
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь
мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках…
Послушать…
Понюхать…
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Только, пожалуйста, не торопи меня!
А. Роговин
Мамыкина Марина Юрьевна
учитель начальных классов
МОУСОШ № 1
города Юрюзань
Катав – Ивановский район
Слайд 2 Необходимость краеведческо-экскурсионного подхода в обучении и воспитании
младших школьников объясняется несколькими причинами. Во-первых дети мыслят образами, которые они воспринимают из окружающего мира. Малыши учатся абстрактному мышлению, устанавливая причинно-следственные связи между этими образами.
Слайд 3 Во-вторых, раскрывается идея разнообразия и неповторимости окружающего мира, будь
то природа, национальная культура или история родного народа.
Слайд 4 В-третьих, наблюдая за объектами природы и природными явлениями, учащиеся убеждаются, что
все в природе взаимосвязано.
Слайд 5 И наконец, прививая младшим школьникам интерес и любовь к
малой родине мы воспитываем патриотов своей страны.
Слайд 6 За околицу пойдешь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать
захочешь. Узнаешь – полюбишь. Полюбишь – защищать будешь. Уж так человек устроен: «что любит, то и защищает», - эти слова писателя Н. Сладкова отражают становления психологии наших детей.
Слайд 7 План воспитательной работы с классом и тематическое планирование
по всем учебным предметам строятся так, чтобы прослеживался принцип краеведения, чтобы была связь между учебной и внеклассной деятельностью учащихся.
Слайд 8 На протяжении всей начальной ступени соблюдается приемственность в
этом направлении, постепенно расширяется горизонт окружающего мира детей: сначала учащиеся получают сведения о городе Юрюзань, потом о Катав-Ивановском районе, а затем о Челябинской области.
Слайд 9 С первых школьных дней малыши начинают посещать богатый
самым разнообразным материалом школьный музей и сами принимают активное участие в краеведческом поиске, который усложняется от класса к классу: познают животный и растительный мир родного края, составляют родословное древо, знакомятся с топонимикой региона, собирают материал об известных людях города, участниках ВОВ, работниках тыла, старожилах, приносят старинные вещи.
Слайд 10 В школьном музее проходят классные часы, уроки. Любят
посещать малыши музей во время тематических выставок.
Слайд 11 Для малышей 1-2 классов очень удобны заочные экскурсии породному
краю, на которых используются материалы музея:
Тексты писателей, ученых, деятелей науки и культуры Южного Урала;
Тексты краеведческого и родиноведческого характера;
Материалы, отражающие современную действительность региона;
Вещественные источники – картины, фотографии, рисунки, предметы старины и быта;
Загадки, викторины, кроссворды по краеведению.
Слайд 12 Младших школьников отличает жажда узнавать окружающий мир, получать
новые впечатления, отсюда – интерес к жизни вокруг себя. Именно поэтому туристско-краеведческая деятельность находит отклик в сердцах детей. С большим интересом они совершают экскурсии в природу в разное время года: к водоемам, в лес, в поле.
Слайд 13 Туристско-краеведческая работа носит планомерный характер, рассчитана на возраст
и степень подготовленности учащихся. Совершаем с детьми экскурсии в Серпиевские пещеры, на гору Завьялиха, на различные предприятия города (типографию, хлебопекарню, пилораму, почту, телевышку) к историческим местам и памятникам истории и культуры края.
Слайд 14 После таких экскурсий у ребят надолго остаются в
памяти неизгладимые впечатления. Они с удовольствием делятся своими познаниями родного края с окружающими их людьми.