Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС
воспитателя
МБДОУ №84 г.Шахты
Славита А.В.
«Использование техники Эбру
в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Слайд 2 «Вода - это самое мягкое и самое слабое существо
в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.»
Дао Дэ Дзин
("Книга о Пути и Силе")
мудрец Лао-Цзы
Слайд 8 Искусство Эбру зародилось в 11
веке. Это интересная техника —рисование на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты: в Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.
Слайд 11 В переводе «Эбру» - это «облачный»,
«волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Слайд 12Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы,
а именно круг.
Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Ценность искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом. Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать?
Слайд 16Актуальность
Применение техники Эбру в работе с дошкольниками
позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.
Слайд 17 Данная техника помогает решить следующие задачи:
Обогащать
знания детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Формировать желание экспериментировать в рисовании.
Развивать самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Воспитывать желание у воспитанников проявлять творческую самореализацию и индивидуальность.
Слайд 18 Так как техника Эбру не является единственной
нетрадиционной техникой, применяемой мною в работе с воспитанниками, то я создала в группе уголок художественного творчества «Мир красок», в котором собрала все необходимые материалы для работы в нетрадиционных техниках рисования.
В итоге, творческий уголок пополнился материалами для экспериментирования с красками и водой: инструментами для рисования на воде и емкостями для рисования. Раствор для рисования решили делать из воды и крахмала (клейстер).
этапе я познакомила детей с техникой, материалами, применяемыми в работе. Так как краски и основа для работы в технике Эбру имеют специфический состав, мною были разработаны игры-экспериментирования, с помощью которых мы познакомились со свойствами различных красок.
Вместе с ребятами, в процессе исследовательской деятельности, выяснили, что масляные краски не растворяются в воде, но имеют свойство смешиваться в процессе рисования, а обычная краска (гуашь, акварель) растворяются в воде, но перенести ее на бумагу невозможно. Выяснили, что в работе можно использовать акриловые краски или гуашь с добавлением канцелярского клея.
Слайд 24 Помимо красок в технике Эбру применяется основа, которая состоит из
воды с загустителем, на поверхности которой и рисуются узоры. Проведенные нами эксперименты с обычной водой показали, что в ней краски растворялись, а с водой на маслянистой основе нет, что и позволяет узор переносить на бумагу.
В итоге, выяснив все свойства красок, воды и жидкого клейстера в качестве основы для рисования в технике Эбру, мы приступили непосредственно к рисованию.
Слайд 27 Для этого ребенку необходимо нанести небольшое
количество краски на кисть или набрать в пипетку. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности, расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Используя спицу, зубочистку дети выполняют рисунок на поверхности воды.
Когда дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя спицей по поверхности воды, в дальнейшем начинают придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления; определи, на что это похоже, угадай, что здесь нарисовано.
Слайд 30 Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы
сами собой, что не может не радовать маленьких художников. А полученные изображения могут выступать как собственный рисунок (т.е. законченной работой) или послужат фоном для дальнейшего творчества.
Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.
Слайд 34 Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла
к выводу, что с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные навыки у детей, а так же раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников.