Слайд 1 Использование методов ТРИЗ
в развитии речи дошкольников
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр
развития ребенка – детский сад № 78»
Воробьева Ирина Геннадьевна,
старший воспитатель
высшая квалификационная категория
Слайд 2Актуальность проблемы речевого развития детей на современном этапе:
развитие коммуникативных способностей дошкольников
является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей, так как речь выполняет многообразные функции в жизни каждого ребенка.
Слайд 3ТРИЗ
(теория решения изобретательских задач)
Автор: Генрих Саулович Альтшуллер (изобретатель, писатель)
Дата создания:
1945г.
Дата внедрения в ДОУ: 1987г.
Слайд 4Практическая значимость:
1. Комбинация методов и приемов известных технологий ТРИЗ и РТВ,
обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
2. Разработанные приемы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьей.
Слайд 5Цель:
развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность; с другой – поисковой; разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Слайд 6Задачи:
- формировать у детей умения наблюдать, анализировать, анализировать, сравнивать, решать задачи
творческого характера;
- развивать способность быстро входить в новые предметные области;
- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
- адаптировать к динамичной картине мира;
- развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
- воспитывать творческую личность.
Слайд 8
Принципы:
Принцип свободы выбора,
Принцип открытости,
Принцип деятельности,
Принцип обратной связи,
Принцип идеальности.
Слайд 9
Этапы:
1 этап (подготовительный) – 2 мл. группа,
2 этап (ознакомительный) – ср.
группа,
3 этап (изобретательный) – ст. группа,
4 этап (синтеза) – подг. группа.
Слайд 10Правила:
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций –
мозговой штурм.
Системный подход.
Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия.
Обязательная активизация творческого воображения.
Слайд 11Структура занятий с использованием ТРИЗ – технологии:
Использование специальной игрушки,
Включение в занятие
логических ТРИЗ-упражнений,
Использование специальных ТРИЗ-игр,
Подведение итогов.
Слайд 12Взаимодействие с родителями:
Индивидуальные беседы,
Рекомендации родителям,
Консультации: «ТРИЗ в детском саду и дома»,
«Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ»,
«Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию»,
Семинары-практикумы для родителей: «Растим любознайку»,
«ТРИЗ в детском саду и дома»,
Выпуск памяток для родителей
Книги для семейного чтения:
«Задачи-сказки от кота Потряскина» автор Анатолий Гин,
основы ТРИЗ для родителей можно найти в книге Шустермана «Новые приключения Колобка» и также рекомендую книгу Г. Альтова «Как стать изобретателем».
Слайд 13Результаты использования методов ТРИЗ:
повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило,
еще неустойчивое;
повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) (МФО);
снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Слайд 14Перспективы дальнейшего развития:
Изменение в организации образовательного процесса (проблемное обучение),
Просвещение родительской общественности,
Расширение
возможностей воспитанников: проектные работы, участие в конкурсах.
Слайд 15СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская
литература, 1984 г. - 243 с.
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2007.
Кишко С.В. Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции “Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Саратов, 2009. http://jlproj.org
Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. - (Для средних спец.учебных заведений)
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004.
Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. \пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.
http://www.trizminsk.org/e/260018.htm
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Будем рады
сотрудничеству
с Вами!