Слайд 1
Использование метода технологии ТРИЗ
«Бином фантазии»
Подготовила: Карбышева О.А.
воспитатель
высшей квалификационной категории.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 83 «Жемчужина»
Слайд 2 «Для эффективного развития творческой фантазии нужна система упражнений и,
главное, нужно обучение приемам фантазирования.
Мало сказать: «Придумай то-то» — надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться. (Приемы играют ту же роль, что и краски в живописи; не может быть и речи о том, что они мешают свободно фантазировать.)»
Г.С.Альтшуллер
Слайд 3Вначале нужно разобраться, что обозначает слово «бином».
приставка «би-»???
Слайд 4- приставка «би-» – обозначает «два»;
- корень «-ном» – переводится
как «слово». Таким образом, получается, что бином – это «два слова» (не связанных между собой)
БИНОМ:
-одушевлённый -неодушевлённый объект
-мир природы -рукотворный мир
Слайд 5Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через использование предлогов и
изменение падежных окончаний.
Слайд 6Выбор объектов (биномов):
Взрослые:
из книги
написание слов на доске или бумаге
Дети:
игрушки (волшебные мешочки)
карточки (вниз картинкой)
круги Луллия
+ схемы предлогов
Слайд 7Например: ПЧЕЛА и ЛАМПА.
- Пчелиная лампа
- Ламповая пчела
- Пчела В лампе - Лампа В пчеле
- Пчела ИЗ лампы - Лампа ИЗ пчелы
- Пчела НА лампе - Лампа НА пчеле
- Пчела ПОД лампой - Лампа ПОД пчелой
- Пчела МЕЖДУ лампами - Лампа МЕЖДУ пчелами
Слайд 8В работе с детьми следует обращать внимание на то, что каждый
образ имеет разнообразные варианты воплощения.
Например:
Пчела может быть:
Лампы бывают
- Предлоги могут обозначать разные сочетания: ИЗ – может быть как сделанный/состоящий ИЗ…, так и «выходящий», извлекаемый ИЗ…, и т.д.
Слайд 9
Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Постановка цели (создание
нового или совершенствование имеющегося объекта).
2 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. В случае усовершенствования имеющегося объекта одно из слов будет обозначать этот объект.
3 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
4 шаг. Рассматривание полученных сочетаний, их оценка и отбор наиболее полезных для реализации или наиболее интересных для написания рассказа или сказки.
5 шаг. Рисование иллюстраций, изготовление поделки и т.д.
Слайд 10Создание нового или совершенствование имеющегося объекта:
кошка + машина = ?
Подумайте –
где, для чего и как можно использовать полученный объект.
Слайд 12«Человек может творить. Делать далёкое близким, а неважное важным. Нужно постоянно
придумывать собственные истории про случайные слова. И тогда постепенно откроется, что наш мир — цельный и неделимый, а мы в нём не случайные гости. И нам вполне по силам сделать что-нибудь для того, чтобы всё, что радует глаз и душу, не разлетелось в один миг на неровные куски и мелкие атомы.» Ирина Васильева
Получение идей написания сказочных или фантастических рассказов (речетворчество).
Слайд 13Суть метода – сочинение истории, рассказа или стихотворения на основе объединения
пары несвязанных между собой слов с помощью предлогов или падежных окончаний.
Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу.
2 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
3 шаг. Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания конкретной ситуации.
4 шаг. Сочинение рассказа или истории.
5 шаг. Запись рассказа или его схематическое изображение, рисование иллюстраций.
Слайд 14Например. Варежка и муха.
(Варежка из мух, муха в варежке, варежка без мухи,
муха на варежке и т.д.).
Ситуацию «Муха на варежке» можно рассмотреть как совершенно обыкновенную: «На варежку села муха, потом улетела», а можно – и как сказочную:
Варежка – кличка пушистого беленького котенка, ростом с варежку, а Мухой звали маленького черного цыпленка, который постоянно куда-то падал – учился летать … Дальше – рассказ о их дружбе и способе передвижения, когда они отправились в путешествие).
Слайд 15
Бином фантазии с использованием Кругов Луллия
Использование Кругов Луллия для игр с
Биномом фантазии обеспечивает случайное сочетание не связанных между собой слов. Можно воспользоваться пособиями как из двух дисков, так и из трех.
Слайд 16 2 диска и перевёрнутые предлоги
3 диска, предлоги на среднем
кольце.
Начальный уровень: выбираются 2 объекта, средний диск вращается и поочередно рассматриваются ВСЕ варианты.
При усложненном варианте игры сразу устанавливаются под стрелочкой все три обозначения.
Слайд 17Невозможно научить ребенка тому, что сам не умеешь. Но можно учиться
вместе – искренне и с интересом играя, придумывая, сочиняя, на принципах равноправного партнерства со своими детьми.
Известный итальянский сказочник Джанни Родари говорил, что придумывать занимательные истории и веселые сказки не сложно – нужно лишь свободно пофантазировать вместе с ребенком. Это позволит не только весело провести время, но и попутно развивать мышление, воображение, красочную образную речь — не только своего ребёнка, но и свои собственные.
Слайд 19
Автор шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/