Слайд 1Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО
Педагог-психолог
Смирнова Елена Леонидовна
Слайд 2Индивидуализация образования — одна из ведущих тенденций развития российского образования.
Индивидуализация –
процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.
Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция ребёнка – он становится субъектом, а не объектом образования.
Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ.
Слайд 3Три мифа об индивидуализации:
1.Индивидуализация - это к разным детям свой способ,
подход, учитывающий их особенности.
2.Индивидуализация – это индивидуальная работа.
3.Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.
Слайд 4Цель индивидуализации:
одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка,
воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой».
Слайд 5Субъект воспитательного процесса
это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой
системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
Слайд 6Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:
- открыт педагогическому взаимодействию
с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;
- принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;
- проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;
- открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.
Слайд 7основные направления развития ребенка как субъекта деятельности (по Д.Б. Эльконину)
1-ый год
жизни – ребенок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;
3-5 лет – ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.
5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).
Слайд 8индивидуализация предполагает (по О.С.Газман)
индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых
потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциональному выбору).
Слайд 9Построение индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка
сбор информации о ребенке.
На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.
анализ полученной информации;
определение целей и задач развития ребенка;
построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.
Слайд 10Практические приёмы для реализации принципов индивидуализации образования в ДОУ
Использование проблемных ситуаций,
позволяющих ребёнку выразить себя и испытать ситуацию успеха
Использование в работе новых методов и технологий (Монтессори, ТРИЗ и т.д.)
создание центров детской активности .
детское творчество. Оно проявляется в разных продуктивных видах деятельности, в том числе и речевой, продуктом которой становятся сочиненные детьми рассказы, сказки, загадки, стихи.
проектная деятельность
групповой сбор
Слайд 11Индивидуализация процесса образования