Слайд 1
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДЕТСКОМ САДУ
Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности (В.А.Сухомлинский )
Слайд 2Что такое технология?
Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)
Слайд 3Современные образовательные технологии
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные
технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» и др.
Слайд 4
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Слайд 5Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую психологическое, дидактическое и
социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Слайд 6Управляемость
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Слайд 7Эффективность
.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны
быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения
Слайд 8Воспроизводимость
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных
учреждениях т.е.(технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Слайд 9Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть –
это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Слайд 10Таким образом, очевидно:
Если некая система претендует на роль технологии, она должна
соответствовать всем перечисленным требованиям.
«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев,
включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма в образовательно-воспитательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.
Слайд 12Целевые ориентации игровых технологий:
- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных
умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Слайд 13
Методы и приемы, используемые в игровых технологиях
Игровые
Словесные
Наглядные
Практические
Слайд 14Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из
основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Слайд 15Функции игры
-развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить,
пробудить интерес);
-коммуникативная: освоение диалектики общения;
-самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
-игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-функция коррекции: внесение позитивных изменений
в структуру личностных показателей;
-межнациональная коммуникация: усвоение единых
для всех людей социально-культурных ценностей;
- функция социализации: включение в систему
общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 16Четыре главные черты присущие игре
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Слайд 17Структура игры как деятельности -
Целеполагание,
планирование,
реализация цели,
анализ результатов, в
которых личность полностью реализует себя как субъект.
Слайд 18Структура игры как процесс -
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Слайд 19Игра как метод обучения
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Слайд 20 Типология педагогических игр по характеру игровой методики
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные
игры-драматизации.
Слайд 21Специфика игровой технологии
Игровая среда:
игры с предметами
без предметов,
настольные,
комнатные,
уличные,
на местности,
компьютерные
с ТСО,
с различными
средствами передвижения.
Слайд 22Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их:
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Слайд 23Результат использования технологии -
формирование способностей производить действия в умственном
плане, осуществление психологической замены реальных объектов; формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных; творческие способности.
Слайд 24Спасибо за внимание!
Успехов в работе!